Александр Тютрюмов: Жить на полную! По чести и правде

12 Январь 2024 1162
Фото из открытого источника.

Среди горьких потерь ушедшего года - расставание с популярным российским актёром театра и кино, заслуженным артистом РФ, кинорежиссёром, продюсером, без которого трудно представить себе полюбившиеся зрителями сериалы «Убойная сила» и «Агент национальной безопасности». Фильмы эти периодически появляются и будут появляться на разных телеканалах, и зрители вновь встречаются с его полковником милиции Сергеем Егоровым, Костей Морганом, как и с созданными талантливым актёром разноплановыми образами в картинах весёлых и серьёзных, среди которых «Ольга», «Хочу в тюрьму», «Особенности национальной политики», «Мастер и Маргарита», «Ирония судьбы. Продолжение», «Нахимовцы».

В послужном списке Александра около ста картин, в которых он снялся, которые снимал, как режиссёр и продюсер.

За роль в фильме «Цветы календулы» он получил премию «Лучший дебют» на международном кинофестивале «Балтийская жемчужина». Есть его вклад и в премии «Убойной силы» - Российской национальной академии телевидения «ТЭФИ-2000» и кинофестиваля «Виват, кино России!».

Среди его режиссёрских работ - короткометражный документально-постановочный фильм к 250-летию великого русского баснописца «Иван Крылов. Реальность и вымысел», в котором Александр создал образ человека, жизнь которого, как писал литературный критик Пётр Плетнёв, была «обогащена анекдотическими событиями». Достоверные факты из его жизни, сдобренные мифами и легендами, впервые вышли на экран, и получили положительный отклик зрителей и критиков. Режиссёра-постановщика огорчило только то, что его не увидел широкий зритель, а делал он картину именно для показа, в том числе и школьникам, заучивающим басни Крылова, которые буквально растащили на цитаты, а жизни этого выдающегося писателя не знают.

Он вообще считал кино видом искусства, который должен популяризировать историю без прикрас и купюр, такой, какая она есть. Поэтому в 2019 году привёз в Симферополь на кинофестиваль «КрымДок» картину, которую снял вместе со своей ученицей, выпускницей кафедры экранных искусств Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения Екатериной Дорофеевой «Марш «Прощание славянки». До сих пор идут споры о том, кто же написал один из самых популярных маршей - тамбовский трубач кавалерийского полка Василий Агапкин или военный капельмейстер 51-го Литовского пехотного полка, симферопольский учитель музыки, композитор, дирижёр, издатель нот Яков Богорад, расстрелянный фашистами в числе тысяч евреев в декабре 1942 года в танковом рву на 11-м километ-
ре Феодосийского шоссе.

На встрече со студентами Крымского университета культуры, искусств и туризма продюсер объяснил свой выбор темы так: «Историческая загадка дала нам возможность исследовать судьбы людей. Жанр говорит сам за себя: детектив в миноре. Это картина о великом государстве в эпоху войн и перемен, рассказ о событиях бурного начала прошлого века. И о том, что мелодия может определить людские судьбы и стать символом страны».

Крымские студенты первыми увидели на специально для них сделанном закрытом показе художественный фильм «Весури», впервые рассказавший об одном из финских концлагерей для мирного населения, созданных в годы ВОВ финским оккупационным правительством на территории Советской Карелии. На гербе финских оккупантов был изображён медведь, держащий в лапах карело-финский нож для рубки молодой поросли деревьев - весури. «Узниками одного из таких семнадцати лагерей были мои бабушка и мама. А содержались в них семь тысяч человек. Там вырубали нашу молодую поросль. Картина основана на воспоминаниях выживших в нечеловеческих условиях людей. Я с детства слышал эти истории, они отложились в памяти. И я снял сначала документально-постановочную картину, а потом полнометражную художественную. Это мой долг тем людям, тому поколению. И напоминание о том, что мы должны всеми своими силами противостоять жестокости и агрессии».

Александр Аркадьевич не скрывал своего отношения к событиям 2014 года: «Для меня Крым всегда был Россией. Произошедшую за пять лет до моего появления на свет передачу полуострова в состав Украины считаю трагическим недоразумением. Тогдашний руководитель государства попрал то, что было достигнуто Екатериной Великой на благо России. По сути, отнял у страны законно принадлежавшую ей землю. Я приветствовал возвращение Крыма на историческую Родину, теперь вижу, как он меняется, как счастливы люди, мечта которых исполнилась - вернуться в родные объятия. Исправлена, наконец-то, большая ошибка, повлиявшая негативно на судьбы тысяч людей.

А в январе прошлого года в интервью «Аргументам и фактам» на вопрос об отношении к Специальной военной операции ответил: «Я готов пойти служить Родине, к Специальной военной операции отношусь с пониманием и одобрением и считаю, что всё правильно сделано. По воз-
расту я не подхожу для службы, но готов пойти, если бы меня взяли. Сейчас нам нужно держаться вместе за Россию-матушку, которую пробуют дербанить националисты и Запад». И добавил: «Я вообще не мыслю себя без России. Говорю это не для пафоса. Побывал в путешествиях во многих странах, но менять Россию на другую страну - да это в страшном сне даже мне не приснится!».

Главный совет, который дал Александр Тютрюмов крымским студентам, - жить на полную. Именно эту цель он поставил перед собой в юности. И не отступал от неё. Пробовал себя в разных ипостасях, и неизменно добивался успехов. В том числе и на театральной сцене. Спектакль с ним в Санкт-Петербургском театре комедии имени Н. Акимова шёл более десяти лет. Но признавался, что всё-таки больше нравится делать кино. 

Считал одним из достоинств продюсера - открывать режиссёров и актёров. И ему это удавалось. Среди таких открытий - Евгений Татаров, который в фестивальные дни начал снимать в Крыму фильм, и присутствовал на закрытии «КрымДока». Наставник не только следил за судьбами своих учеников, но и активно участвовал в их становлении, поддерживал. Сотрудничество многих с созданной им кинокомпанией продолжается. Среди них и наша землячка Анастасия Свитченко, с которой у них было задумано несколько художественных и документальных проектов. Дело отца продолжает Анна Тютрюмова, экономист, актриса, продюсер, возглавившая созданную им студию.

Среди многочисленных ролей Александра Аркадьевича было больше комедийных - по склонности его характера.

Кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербург-ского государственного института кино и телевидения, генеральный продюсер кинокомпании «А.Т.К-Студио» любил пошутить. Его слова о единственном недостатке - говорить правду - были восприняты студентами с улыбкой. А сказаны были для того, чтобы они не стеснялись задавать любые вопросы. Они и не стеснялись. И получали честные, прямые ответы не только на профессиональную тему, но и на самые острые, злободневные.

Сказав о себе: «У меня очень плохой характер, кто со мной работает, знает это - я очень требовательный человек. Но они мне это прощают, потому как видят, насколько требователен к себе». Тут же с улыбкой добавил: «Я - жёсткий руководитель, но приятный собеседник». Вторая часть этого признания принята не на веру: крымчане убедились в этом. 

Людмила ОБУХОВСКАЯ.