Реклама и финансы

На что обращать внимание при выборе услуг

13 Сентябрь 2024 876

Реклама помогает людям узнавать о финансовых продуктах и находить подходящие для себя варианты. Но чтобы привлекательное на первый взгляд предложение не оказалось котом в мешке, важно тщательно изучить информацию. Что точно должно быть в рекламе финуслуг, а что стоит уточнить перед подписанием договора, рассказали в Банке России и ФАС (Федеральная антимонопольная служба) России.

1. Найдите информацию о компании. В рекламе любых финансовых услуг и продуктов, в том числе кредитов и займов, вкладов или страховок, должно быть указано название компании, которая их предоставляет.

2. Проверьте финансовую организацию. Предлагать финансовые продукты и услуги могут банки, страховщики, микрофинансовые и другие финорганизации, имеющие действующую лицензию или включённые в государственный реестр. Проверить, легально ли работает компания, можно на сайте Банка России через сервис «Проверить участника финансового рынка». Исключение составляют лизинговые компании (их можно проверить по ЕГРЮЛ).

3. Обратите внимание на диапазон полной стоимости кредитов и займов. В рекламе кредитов и займов вместе с процентной ставкой должен быть указан диапазон полной стоимости кредита. Например, если вы увидели в рекламе крупный текст «Ставка от 9%», то рядом должно быть таким же шрифтом указано, что полная стоимость кредита может составлять от 9,4% до 35,3% годовых.

Полная стоимость кредита зависит от индивидуальных условий кредита и дополнительных платных услуг (товаров, работ), приобретённых вместе с кредитом. Поэтому стоимость заёмных денег может оказаться гораздо выше, чем обещают в рекламе.

4. Убедитесь, что вы понимаете особенности предложенного вам продукта. По вкладам доход гарантирован и ваши сбережения застрахованы государством в пределах установленного лимита. Заключить договор вклада можно только с банком.

Инвестиционные продукты, которые могут предложить в банковском офисе вместе с вкладом или вместо него, имеют свои особенности и риски. Доход по ним не гарантирован, а при досрочном расторжении можно потерять свои деньги.

При покупке страховки обратите внимание на перечень исключений, когда полис не будет действовать. Всегда внимательно читайте условия договора!

5. Уточняйте условия кешбэка, которые увидели в рекламе. Иногда банки акцентируют внимание на размере кешбэка, но не рассказывают об ограничениях: о максимальном размере кешбэка за определённый период; о максимальной и минимальной суммах покупки, с которой он будет начислен; об определённом виде покупок, на которые начисляется повышенный кешбэк; об операциях, за которые кешбэк не начисляется.

6. Решите, хотите ли вы получать рекламу. В договоре с финорганизацией нужно отметить, готовы ли вы получать от неё рекламу. Соглашаться вы не обязаны, а организация не вправе отказать вам в услуге по этой причине. Даже если вы согласились на рекламу, отказаться от неё можно в любой момент, сообщив о своём решении в финорганизацию. Речь идёт как о рекламе по телефону, так и по смс и электронной почте.

Куда жаловаться, если финансовая организация нарушает ваши права? Если вам присылают рекламу, хотя вы не давали на это согласия, или если реклама содержит недостоверную либо неполную информацию, обращайтесь в региональное УФАС. Если финансовая организация использует персональные данные, хотя вы не давали согласия на их обработку, направляйте жалобу в Роскомнадзор.

Мария ЯКОВЕНКО.