Медтруженики боя
Выбравшие профессией, служением, судьбой медицину, отчасти сразу совершают подвиг. Если, конечно, искренне выбрали, сердцем, желая помогать другим, лечить, спасать, врачевать, как говорили раньше. Врачеватели, лекари, искренние, хоть с высшим образованием, хоть со специальным, хоть самоучки, главное с заботой о других, - каждодневные подвиги на благо, во имя жизни. Подвиги совершаются медицинскими тружениками в любое время, но особенно сильны в боевое, военное… Военврачи и фельдшеры, даже ветврачи, санинструкторы - медсестрички, медбратики, санитары… Каково им на фронте, под обстрелами и бомбёжками, когда, кажется, бесконечным поток раненых; когда их надо вытаскивать на себе с поля боя, не обращая внимания ни на тяжесть фигуры, что иногда в разы покрупнее собственной, ни на пули и осколки над собой; когда надо оперировать, перевязывать, ободрять… А ещё сложнее врачевать во вражеской оккупации, в партизанском краю - на фронте ведь хоть какое-то снабжение инструментами, препаратами бывает, хоть в индивидуальных перевязочных пакетах бойцов бинты стерильные, в санитарных сумках у санинструкторов они же, да ампулы с йодом и нашатырём, шприц с промедолом... У народных мстителей зачастую вначале нет ничего - лишь отстиранные в реке холстины, прокопчённые над костром обычные иглы, пилы и клещи - операционные инструменты, глоток спирта вместо наркоза, дефицитный йод, подорожник и травяные варева, если повезёт. Но они эти труженики спасали жизни, врачевали. Мы начинаем серию публикаций, вспоминая некоторые имена.
Онисим Сухарев
Во вчерашнем выпуске рубрики, рассказывая о судьбе феодосийца инвалида Михаила Александровича Щичко, коменданта табачной фабрики, сумевшего сохранить оборудование, мы упомянули, что помог ему спастись из фашистской тюрьмы давний друг Онисим Сухарев, врач, убедивший врагов, что инвалиду не под силу прятать станки. Онисима Иустиновича тоже держали, как ни дико звучит, по счастью, в той тюрьме, а потом партизаны помогли ему бежать, стал он лечить народных мстителей. По иным данным, держали его в симферопольском лагере для военнопленных «Картофельный городок», потом феодосийцы добились (упросили начальника горуправы, а может, и выкупили человека) возвращения врача в город, работал в местной больнице, затем ушёл в партизанский лес. До этого же «отличник здравоохранения СССР», заслуженный врач РСФСР 55-летний Онисим Сухарев, уроженец Феодосии, выпускник Новороссийского университета, служил земским врачом, хирургом в городской больнице, с началом Великой Отечественной военврачом в Керченской военно-морской базе, потом на Черноморском флоте, в госпитале. Один из тех, кто до последнего оставался с бойцами, с ранеными, сумев избежать гибели на теплоходе «Армения», когда в ноябре 1941-го эвакуировали госпитали Севастополя и почти всех врачей; в июне 1942-го отказавшись покидать готовящийся к сдаче город. Тогда ему повезло выжить, хоть и попал вначале в плен, а коллег: главного хирурга Приморской армии Валентина Соломоновича Кофмана, в последнем самолёте уступившего военфельдшеру Марии Кононовой с маленьким сынишкой Севаславом; начальника медицинской службы морской базы Михаила Захаровича Зеликова и начальника 41-го военного госпиталя Моисея Абрамовича Злотникова, фашисты перед строем пленных расстреляли 3 июля 1942-го. Онисим Иустинович (Анисим Устинович, как в некоторых документах) служил в осаждённом Севастополе военврачом второго ранга хирургом в 42-м военно-морском госпитале Черноморского флота. По донесению о безвозвратных потерях флота, хранящемуся в Центральном архиве Минобороны страны, пропал без вести 3 июля 1942-го, в эвакуации в Ташкенте его ждала любимая П. М. Сухарева, Полина, Прасковья, Матвеевна…
«Не время отдыхать»
Пропавшим без вести военврач Онисим Сухарев значится и в Книге памяти Севастополя, хотя есть на старом погосте Феодосии могила - в 1959-м ушёл врач, сумев выстоять в войну и спасти множество жизней. Теперь его захоронение включено в памятный маршрут, появившийся благодаря Наталье Николаевне Пальчук и её дочери Татьяне, «Подвиг милосердия о военных врачах Феодосии». Кроме Онисима Иустиновича, рассказывают в нём о мичмане медсестре Клавдии Михайловне Танковской (по мужу Соколик) (1911-1964 годы жизни); военвраче хирурге Пелагее Корниловне Поварниной (1899-1976); полковнике медслужбы докторе медицинских наук Георгии Алексеевиче Радовицком (1900-1967); военвраче второго ранга майоре медслужбы Григории Николаевиче Чекушкине (1905-1964) и военвраче Николае Васильевиче Поршневе (1898-1973). Об их боевых наградах мы постараемся рассказать позже, а Онисим Сухарев, начальник хирургического отделения, за службу в Керченской военно-морской базе награждён в феврале 1942-го орденом Красной Звезды, хотя представлялся начальником санитарной службы базы военврачом второго ранга Семёном Дибнером к ордену «Знак почёта». Но этот орден всё же больше мирный, гражданский, наверное, указал его Семён Матвеевич по аналогии с тем, что в довоенное время уже был у Онисима Сухарева от Наркомздрава Крымской АССР - «за отличную постановку работы в Феодосийской больнице». Подробнее о награждении Красной Звездой вместо второго «Знака почёта», о некоторых именах бойцов Керченской военно-морской базы, спасённых врачом Онисимом Сухаревым, - в следующем выпуске рубрики. Пока же вспомним об иной награде, указ Верховного Совета СССР о награждении которой, в том числе и нашего героя, появился за несколько дней до Великой Победы, 4 мая 1945-го - медаль «Партизану Отечественной войны» второй степени. Крым к тому времени уже год как был освобождён от фашистов, стараниями и местных народных мстителей. К ним, в будущее Восточное соединение, врач попал в сентябре 1943-го - партизаны передали через подпольщиков просьбу найти такого, упросить служить в отряде, вначале врач там, потом всей 3-й бригады, потом и всего соединения. Воспоминания лекаря о партизанских буднях и быте хранятся теперь в фондах Государственного архива республики. А на просторах интернета мы нашли, выложенную Татьяной Голуб публикацию о враче «Путь патриота», из феодосийской газеты «Пролетарий» за 7 июня 1944-го, автора Н. Самойловича.
«Операцию нужно было делать немедленно. Бойцу-партизану угрожала смерть. Здесь не было госпиталя, не было даже дома, не было не только операционного, но и самого обыкновенного стола. Кругом лес, снег, ночь. Но операцию надо было делать. На поляне разложили большой костёр. Заслуженный врач РСФСР, депутат городского совета, партизан Онисим Иустинович Сухарев приступил к делу. Инструменты, медикаменты, сёстры, всё было под рукой. Операция прошла блестяще.Много ценных для Родины жизней спас своей самоотверженной работой партизанский врач. Он производил сложнейшие операции, развёртывал лесные госпитали, руководил всей лечебной работой большого соединения партизанских частей. Когда товарищ Сухарев пришёл в лес к партизанам, у них не было ни медико-санитарной службы, ни медикаментов, ни медицинского инструмента. Онисим Иустинович написал коротенькую записочку старо-крымскому врачу (увы, его имя мы не знаем, возможно, Иван Иванович Давыдов, главврач местного санатория, что помогал подпольщикам Старого Крыма. - Ред.), и разведчики принесли в лес полную коллекцию медикаментов. «В лесу Сухарев», - пронеслась весть по населённым пунктам Восточного Крыма. «Сухарев в партизанах», - передавали друг другу молодые врачи, медсёстры, санитарки. И разными путями, по тропкам и целине в лес шли медицинские работники, несли медикаменты, перевязочные материалы, инструменты. Многие месяцы провёл в лесу этот, уже пожилой, больной человек. Он стойко переносил все тяготы и трудности партизанской жизни, порой сам удивляясь своей выносливости. Были случаи, когда он, с трудом передвигавшийся по ровной дороге, проделывал с партизанами по горным лесам Крыма по 80 километров, и проводил в невообразимых и невозможных с медицинской точки зрения условиях сложнейшие операции. Но и прежде чем попасть в партизаны, О. И. Сухарев прошёл большой путь бойца за Советскую Отчизну. С первого дня войны он отдал все свои силы и знания фронту. Он участвовал в боях за Крым, в керченских десантных операциях, в Севастопольской обороне и, забывая себя, до последней минуты заботился о раненых. Так случилось, что оттягивая час за часом свой отъезд из Севастополя, товарищ Сухарев застрял в Казачьей бухте и попал в немецкий плен. Заслуженного врача РСФСР, крупного хирурга, немцы заставляли работать на конюшне. Неукротимый дух советского человека не сломили зверства врагов, и Сухарев при первой возможности бежит к партизанам. Сейчас главный врач и директор городской больницы Онисим Иустинович Сухарев вернулся к своим обязанностям. «Сейчас не время отдыхать, - говорит он. - Сейчас надо делать всё, чтобы добить ненавистного врага». Таков путь одного из многих тысяч советских патриотов».
Их были тысячи, миллионы патриотов тогда, в Великую Отечественную, чьим мужеством, трудом, силами и жизнями заслужен День Победы. И медицинские труженики тоже среди этих героев. Вспоминаем. Помним!