Вместе - на Керченском полуострове

10 Июнь 2024 2239

Единство, а ещё искренняя любовь к Отечеству, уверенность в правильности действий и умение бороться, если надо, до последнего. Именно это во все времена залог успеха нашей страны, как бы она ни называлась и в каких границах ни находилась. И в Великую Отечественную это помогло многонациональному советскому народу «выстоять и победить», как говорил герой Евгения Матвеева в фильме «Любовь земная». Все вместе, на фронте и в тылу, в оккупации, в бою и в труде, стремилось наше старшее поколение к Победе. И именно из-за того, что вместе, из-за единства, сложилось 9 мая 1945-го, сложился мир и будущее возрождение поруганного фашистами. Сегодня, увы, многие потомки тех, кто был в едином советском строю, из других республик огромного когда-то Советского Союза, сводят на нет то единство, уничтожают память, предают прошлое… Но мы не должны так поступать, мы - наследники победителей! И то, что иногда всё же разделяем тогда единых героев по нациям, лишь чтобы лучше запоминать их судьбы, подвиги, чтобы каждая семья-нация-народ гордились своим, а все вместе мы гордились и помнили каждого. «Крымская правда» перелистала страницы газеты, заглянула в военный архив и с помощью краеведа из Крымского армянского общества Вартана Григоряна, узнала-вспомнила новые имена - чеченца, украинца, татарина, армянина, тогда - единых советских героев, спасавших полуостров в Великую Отечественную.

«За родной Крым!»

В номере за 28 января 1944 года наша газета, тогда «Красный Крым», Евгения Петровича Степанова и Абрама Давидовича Райчука рассказала о героическом подвиге комсомольца Кочменко в бою на Керченском полуострове, где после высадки в ноябре 1943-го Керченско-Эльтигенского десанта наши солдаты держали и расширяли плацдармы к будущему большому весеннему наступлению. «В решительную минуту боя поднялся младший лейтенант Зебиров. «За Родину, за родной Крым - вперёд! - воскликнул он и первым бросился в немецкие траншеи. Завязалась ожесточённая схватка. Советские вои­ны (в данном случае, морские пехотинцы. - Ред.) штыком и гранатами истребляли гитлеровцев, отвоёвывая метр за мет­ром родной крымской земли. Продвижению наших бойцов мешал вражеский пулемёт. Комсорг роты, кавалер ордена Славы Кочменко своей грудью закрыл амбразуру вражеской пулемётной точки. Пулемёт замолчал. Наши войска продвинулись вперёд». 

Об упомянутом в материале младшем лейтенанте Зебирове читаем в документах Центрального архива Министерства обороны страны. Сеит Хаджибенирович (по иным данным - Саид Хаджибекарович) Зебиров родом из селения Старые Атаги Чечно-Ингушской АССР, чеченец. По одним данным, родился 20 января 1920-го, по иным - на два года младше, 1922-го; сражался на Южном, Северо-Кавказском, 4-м Украинском фронтах, в составе Приморской, 56-й, Отдельной Приморской армий, трижды ранен - в марте и апреле 1943-го, в январе 1944-го, это уже у нас в Крыму. Хочется верить, что дожил до Победы, во всяком случае, об офицере Сеите Зебирове, 1920-го года рождения, в документах есть и фотокарточка, и данные, что награждён медалями «За оборону Кавказа» и «За Победу над Германией в Великой Оте­чественной войне 1941-1945 годов». На Саида Зебирова, 1922 года, сохранился наградной лист, подписанный Николаем Ивановичем Красновым, майором, командиром 327-го отдельного батальона 255-й Краснознамённой Таманской морской стрелковой бригады.  За освобождение Керчи бригада, которой в боях за Крым командовали Пётр Васильевич Харичев, позже Иван Васильевич Власов, награждена орденом Суворова второй степени, за Севастополь - вторым орденом Красного Знамени, за Ясско-Кишенёвскую наступательную операцию - орденом Кутузова второй степени.

«В боях с 9 по 11 января 1944-го на Керченском полуострове, - читаем в представлении к ордену Красной Звезды, - товарищ Зебиров показал себя смелым и боевым командиром (комсорг 327-го отдельного батальона. - Ред.). Товарищ Зебиров вместе с командиром роты (увы, его имя мы не смогли выяснить) подняли роту в атаку и ворвались в траншеи противника. Товарищ Зебиров, спасая жизнь младшего командира, вынес его с поля боя, но сам был ранен. Товарищ Зебиров как комсорг батальона умело организовал работу, своим личным примером мобилизовал всех комсомольцев, чем обеспечил решение задачи. За мужество и отвагу, проявленные в бою, товарищ Зебиров достоин правительственной награды ордена Красная Звезда». К сожалению, страницы приказа о награждении не сохранились, мы не знаем, получил ли офицер награду, или же, как его соплеменники, был в этот период уже отозван с фронта (в нашем случае - после госпиталя, ведь ранен в том бою) и отправлен на спецпоселение в Среднюю Азию - в феврале-марте 1944-го чеченцев и ингушей депортировали. В интернете мы нашли данные, что реабилитирован Саид Зебиров, 1920 года рождения, (тот ли?) в апреле 2005-го (при жизни или посмертно - не знаем).

Закрыть собой

О комсомольце Кочменко (увы, имена тогда в материа­лах указывали редко), что, как писала наша газета, собой закрыл амбразуру вражеского дота, узнать не удалось. В 255-й стрелковой морской бригаде разведротой командовал 20-летний старший лейтенант, выпускник Махачкалинского пехотного училища, Григорий Фёдорович Кочменко из Запорожской области, украинец, которого дома, в селе Куйбышево, ждала мама Ульяна Прокофьевна. Но этот офицер (о его наградах данных нет) погиб в бою (как - не знаем) 10 сентября 1943-го и похоронен на Приморском бульваре Новороссийска, то есть ещё до Керченско-Эльтигенского десанта, - что-то, наверное, напутали коллеги в материале от 28 января 1944-го. Зато среди наградных листов 255-й стрелковой морской бригады находим представление к ордену Красной Звезды на 19-летнего сержанта командира отделения 2-й стрелковой роты 14-го отдельного батальона Зию Давидовича Исянова, татарина из Пензенской области. Три ранения он получил тогда в Крыму, как раз прикрывая собой вражескую огневую точку, в госпитале на момент появления представления к награде находился - судя по наградному листу (больше ничего неизвестно, увы). Он не был военнообязанным, судя по документам, но добился призыва. «Во время боёв - разведка боем в районе Керчи, квартал 62, действовал смело и решительно. Находясь в составе взвода разведки, показал себя храбрым и решительным. С группой бойцов выскочил на противоположный берег канала и бросился блокировать огневую точку противника. Но очередью из пулемёта был тяжело ранен. Достоин правительственной награды ордена Красная Звезда».

Тот наградной подписал командир 14-го отдельного батальона 255-й Краснознамённой Таманской морской стрелковой бригады майор Рубен Николаевич Алтунян. Звание майора армянин, родившийся в Баку 10 августа 1910-го, получил уже в боях за Крым, здесь же заслужил первый орден - Александра Невского. «В боях на Керченском полуострове товарищ Алтунян первым ворвался в траншеи противника и со своим батальоном уничтожил около 400 немецких солдат и офицеров, - писал в наградном командир 255-й бригады гвардии полковник Иван Власов. - Отразил 9 контратак противника, захватив 6 солдат в плен и часть трофеев, уничтожил один танк и одну самоходную пушку. А также преодолел сопротивление противника на полотне железной дороги, тем самым обеспечив бригаде продвижение вперёд до кирпичного завода. Достоин правительственной награды ордена Александра Невского». Позже у кадрового офицера Рубена Алтуняна будут медали «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией в Великой Оте­чественной войне 1941 - 1945 годов», «За боевые заслуги», ордена Отечественной войны первой степени, Красной Звезды и Красного Знамени. Известно по архивным документам, что дослужился он до подполковника.

Они разных возрастов, разных воинских званий, разных национальностей… Но тогда, в Великую Отечественную, они, их, такие же разные, товарищи и по 255-й дважды Краснознамённой Таманской орденов Суворова и Кутузова морской стрелковой бригаде, и по фронтам, и просто по битвам, как и по труду в тылу, по борьбе в оккупации, все были едины - советский народ. Это и помогло тогда одолеть фашизм, 80 лет назад освободить от врага полуостров, 79 лет назад принести Советскому Союзу, миру Великую Победу. Помним!

Наталья БОЯРИНЦЕВА.