Влюблённый в мир из мира не уходит

1 Март 2024 1909
Яков Басов на пленэре. 1978 год. Фото из семейного архива.
Яков Басов на пленэре. 1978 год. Фото из семейного архива.

Никогда не сотрётся в изобразительном искусстве яркий след народного художника Украины, заслуженного художника УССР, лауреа­та Государственной премии Якова Басова, патриарха крымской акварели.

110-летие мастера всколыхнуло воспоминания об этом уникальном человеке, в котором соединились великий талант мастера и качества, которые позволяют писать с большой буквы слово Личность.

Ёмкое, точное определение, озвученное коллекцио­нером живописи Виталием Николаевичем Голубевым - «Чудо по имени Басов», прочно закрепилось среди почитателей художника. Яков Басов действительно был явленным миру чудом таланта, трудолюбия, красоты человеческого духа, рождающего трогательную искренность, любовь к людям, к природе, преданность своему делу.

Ялтинский поэт Леонард Кондрашенко однажды воскликнул: «О, если бы только удалось собрать все-все картины, написанные Яковом Басовым за его долгую жизнь, и развесить их друг за другом в хронологическом порядке в один ряд, то, переходя от картины к картине, медленно продвигаясь по этому бесконечному вернисажу, длиною в жизнь художника, мы смогли бы, пожалуй, прочитать захватывающую повесть, нет - не повесть, а роман! Увидеть и почувствовать, что творилось в душе его за все эти годы, что пережил он».

Нет, не удастся никогда увидеть в одной экспозиции написанное Яковом Александровичем: в собраниях 40 музеев 22 стран мира и в несчётном количестве частных коллекций хранятся картины, написанные его рукой, которой водила вдохновенная душа. Якова Александровича называют великим дарителем. Это поистине так. Его щедрые дары восхищают посетителей Алупкинского дворцово-паркового заповедника, Алуштинского дома-музея архитектора Алексея Бекетова, Ялтинского государственного историко-литературного музея, Крымского академичес­кого русского драматического театра, Симферопольского, Севастопольского, Бахчисарайского художественных музеев, Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника, Судакской крепости и всех, кто видит их где-либо. И не стоит сожалеть, что разлетелись по миру, как повзрослевшие дети, его светоносные, мелодичные, одухотворённые поэтической душой интеллигента, интеллектуала работы. Они радуют людей. Для этого и написаны автором, и отправлены им в странствия по городам и весям. 

Кроме произведений изобразительного искусства Мас­тер оставил нам книгу «Творчество - это судьба». Она даёт возможность сполна понять, с кем из современников свела судьба, с кем даровала очное или заочное знакомство, и почувствовать испытанный им восторг, преклонение перед нашим многоликим миром. Книга вышла при жизни художника, и её сразу назвали интеллектуальным пиршеством мысли, сотворчеством художника с миром. Динамичное повествование увлекает. А исповедальность говорит о безграничном доверии к читающим эти строки. Книга эта - настоящий гимн искусству.

Творчество большого художника - это вся его жизнь. У Якова Басова лёгкой она не была. Но всегда была поддержка понимающих силу его таланта. В детстве дар мальчишки рассмотрел великий баталист Николай Самокиш, и отправил в Ленинград, где того приютили и обогрели, дали основу профессии. Куда бы потом ни забрасывала судьба, солнечный полуостров не уходил из памяти: «Детство впаяло в меня «мой» Крым. Дворики, улочки, яркость людей и жгучее голубое небо… Крыма во мне, и я сам - Крым».

Вся многогранность его души раскрывалась в картинах. Звучащих то шёпотом листвы, то громогласностью морских волн, то переливами звуков привольной степи. 

Есть мнение, что истинность творчества определяет время. Время - субстанция быстротекущая. Да и не только оно определяет «цену» творцу. Есть ещё и ощущения современников, чутко разделяющих мимолётность и постоянство рукотворного. Наш Басов двадцать лет в иных пределах, но с годами не отдаляется, а становится ближе - такова суть созданного им. В окружении его работ или перед одной-двумя, увиденными где-то, присутствие его так явственно ощутимо, что слышишь тихий голос с неповторимыми интонациями. И каждый раз знакомые картины видишь по-новому. В соответствии со своими нынешними мыслями и чувствами. Они как бы идут вровень с тобой, но всё же на шаг впереди. И тебе раскрываются ранее не замечаемые нюансы. И видишь в его акварелях свет, превращённый в нечто материальное, в своего рода световую плазму, которая может струиться, перетекать, лучиться. Светом и цветом моделируются нежнейшие эмоциональные оттенки, сокровенные лирические аккорды, поэтическое изображение мира и его бесконечно многоликих предметных составляющих. Картины звучат чарующими мелодиями - проводниками к постижению таинства жизни.

Искусствоведы и именитые коллеги художника признают, что крымчанин открыл в акварели новые направления, расширил традиционные представления о ней, достиг мощной выразительности, высочайшего мастерства. Именно такие художественные творения способны насытить пленительным, лирико-эстетическим богатством нашу жизнь и наши сердца. Воздействие его картин на зрителя является поистине сокровенной тайной.

Всё творчество Якова Басова - исповедь. И помогает она открыть много нового не только в искусстве, в безгранично преданном ему, и потому достигшем вершин человеке, но и в себе.

Есть в жизни художника страница, о которой мало кто знает. Долгие годы таинственная. А она важна в понимании его человеческой сущности.

Уходя, что называется, с головой в творчество, поднимаясь на Эверест в профессии, Яков Басов был и на самом гребне волны жизненной. По-настоящему любил, вырастил прекрасных детей - сына и дочь, которые до поры до времени не знали, что отцом старшей, Ирины, был советский поэт Борис Корнилов, автор стихов известной «Песни о встречном», несправедливо причисленный к антисоветской троцкистской организации, расстрелянный в феврале 1938-го и реабилитированный «за отсутствием состава преступления» в 1957-м. От ареста и лагеря жену поэта Людмилу, ожидавшую ребёнка, спас Яков Басов, который был с ней не просто знаком, а полюбил с первого взгляда, но никогда бы не признался в этом, если бы не обстоятельства. Рискуя жизнью, он даёт Людмиле свою фамилию и увозит подальше от опасности. Родившуюся девочку не просто воспитывал как свою, а считал родной. А вот первую жену поэта, знаменитую поэтессу, «голос блокадного Ленинграда» Ольгу Берггольц, участь жены «предателя», пусть и бывшей, не миновала - отсидела в 38-м в тюремных застенках. 

Ирина Басова стала успешной писательницей, которая подчёркивает, что у неё два отца: поэт и художник. Спутником жизни выбрала художника. Такие вот хитросплетения судеб.

Александр Яковлевич Басов продолжает традиции отца - не только устраивает выставки, но и дарит картины. Пространство художника благодаря этому постоянно расширяется, растёт круг его почитателей.

В разных городах проходят юбилейные выставки Мастера. Симферопольскую, в Республиканской библиотеке им. И. Франко, можно увидеть до 10 марта.

Режиссёр Кореизского молодёжного театра «Антре» Елена Бондаренко создала спектакль «Творчество - это судьба Якова Басова», в основе которого дневники художника. Премьера прошла с большим успехом.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.