Увлекательная этнография

9 Февраль 2024 1234
Юрий Лаптев и Людмила Науменко в роли экскурсоводов.
Юрий Лаптев и Людмила Науменко в роли экскурсоводов. Фото автора.

Так охарактеризовала экспозицию «Русского зала» Крымского республиканского этнографического музея посетительница из Калуги Галина Монина, музейный работник на пенсии: «Много лет назад была в крымском этнографическом музее. Понравился. А увиденное на этот раз просто поразило! Особенно «Русский зал». Раньше он был намного скромнее. А теперь здесь такое пиршество для глаз и повод для размышлений! Непременно покажу сделанные фотографии калужским коллегам: есть чему поучиться».

Без внимания такой отклик не оставишь. Признаться, давненько не поднималась на второй этаж, где находится постоянная экспозиция «Мозаика культур Крыма», ограничиваясь выставочными залами. Значит, настало время освежить впечатления.

Экскурсоводами стали директор музея Юрий Лаптев и его заместитель Людмила Науменко, курировавшая создание новой экспозиции.

Разделила восхищение опытной музейщицы, как только вошла в «Русский зал». Нынешний его дизайн - настоящее искусство подачи музейных предметов. То, от чего зависит успех любой экспозиции. Он логически увязан с историей и бытом народа, более 240 лет назад заселившего полуостров. 

Подлинные вещи создают не просто фрагментарный «слепок» воссозданного времени, спроецированного в небольшом по площади пространстве, а складывают картину из исторических, бытовых и бытийных эпизодов. Это настоящая визуализация происходивших в жизни людей и обществе процессов. 

Лаконичная выразительность и ёмкость экспозиционного пространства во всём объёме и деталях буквально вовлекают в процесс познания быта людей, приехавших из разных российских губерний и привнёсших свои традиции, понимание о красоте и удобстве, о мастеровитости. 

Нетрудно догадаться, как непросто было облечь разноплановые предметы в форму художественного образа. Предваряя мой вопрос, Людмила Анатольевна раскрыла идею построения композиции: 

- Центр экспозиции ориентирован на основу любой культуры - костюм. В данном случае - русский. 

- Помнится, это было и раньше, но сейчас одежда буквально заиграла, что за волшебство?

- Никакого волшебства, такой эффект дают стеклянные витрины - концентрируют внимание. К тому же выполняют очень важную задачу - сохранить уникальные вещи. Не секрет, что именно такие предметы особенно притягательны для взора человеческих глаз. Здесь  одежда, которую с удовольствием бы надела завзятая современная модница. Сшитые вручную, как правило, из домотканого полотна, вещи хороши и прекрасно вписываются в наше время. 

- Как эти вещи попали в музей? 

- Разными путями, - включился в разговор Юрий Николаевич. - Многое лежало до поры до времени в сундуках, потому хорошо сохранилось. Ведь переехавшие из Воронежа, Калуги, Тамбова и других российских регионов не носили традиционную одежду. В Крыму, как правило, носили городскую одежду, чтобы не выделяться, не удивлять соседей своим видом. Многие жили до этого в сёлах, где сарафаны, панёвы, были уместны. Сохранившиеся вещи мы находили в городских и сельских домах во время экспедиций. Их нам либо дарили, либо продавали, если у нас были деньги на закупку. Кое-что передали жители Крыма, наши дарители, кое-чем поделились коллекционеры, кто безвозмездно, кто за умеренную плату.

- Добрые деловые отношения сложились у нас с известным российским собирателем и исследователем русского костюма Сергеем Глебушкиным, - добавила Людмила Анатольевна. - До недавнего времени у нас не было ни одного головного убора. А теперь есть и кокошник, и бархатник, и уникальная «сорока», закрывающая голову замужней женщины, и косынка с золотым  шитьём от другой собирательницы - Ольги Чеботарёвой. И знаменитые Барановские платки, конкурировавшие по популярности с Павлопосадскими. А также целый комплекс русских костюмов Белгородщины от семьи Стародубцевых. 

От одежды переходим к той части, где представлены городская и сельская бытовые культуры. 

Часами можно рассматривать интерьеры сельской избы и городской квартиры. С соответствующими предметами, посудой, украшениями, полочками, фотографиями. Немало уникальных вещей, среди которых ваза для фруктов из сервиза «Зимнедворский с орлом и рантом золотом», изготовленного на Императорском фарфоровом заводе для коронации сначала Александра III, затем дополненного к коронации Николая II. Полный комплект утрачен, сохранились лишь единичные экземпляры в музеях и частных коллекциях.

Рядом с раритетом ещё одна уникальная ваза, изготовленная на Киево-Межигорском фаянсовом заводе - первом в России выпускавшем тонкий фаянс, и просуществовавшем менее ста лет. Теперь каждый предмет на вес золота, что называется.

- Если в предыдущей экспозиции, созданной в 2007 году, было всего 56 предметов в выставочном комплексе экспозиции «Мозаика культур Крыма» в 20 квадратных метров, то теперь их около 500, в выставочном зале на площади в 120 квадратных метров, - отмечает Юрий Лаптев.

Экспозиционная площадь увеличена и за счёт выдвижных ящиков, в которых хранятся текстильные изделия. Откроешь любой - и видишь несметное богатство, созданное руками талантливых мастериц земли русской.

Невозможно не залюбоваться деревянным шкафчиком с абрамцево-кудринской прихотливой резьбой, с деталями, скреплёнными без единого металлического гвоздя.

Один из экспозиционных комплексов представляет традиционные православные и старообрядческие иконы, религиозные атрибуты - ладанки, крестики, образки. 

С интересом рассматривают посетители витрину, посвящённую свадебному обряду с полными подлинными костюмами жениха и невесты Курской губернии. С музыкальными инструментами, игрой на которых развлекали гостей.

Не просто было собрать подлинные старинные фотографии, по которым можно судить, во что одевались наши предки, как причёсывались. Теперь их можно видеть по всему периметру экспозиционного пространства, что создаёт особую атмосферу погружения в прошлое.

Дизайн экспозиции музейщики придумывали вместе с известным крымским профессионалом в этом деле Ольгой Степановой. Вместе выполнили главную задачу - достойно представить и отдельный предмет, и всю коллекцию. 

- До 2015 года мы не имели возможности в полном объёме показать быт русских, более двухсот лет компактно проживающих на полуострове, - отметил Юрий Лаптев. - Потому что не было достаточно широкого спектра вещей. После воссоединения с Россией активизировались наши дарители, появилось больше средств на закупки. И вот результат. Теперь нам есть чем удивить и земляков, и гостей города, и достойно встретить 240-летие Симферополя - первого города компактного проживания русских.

- Мы не только создали первую экспозицию в истории музейного дела в Крыму, показавшую культуру и быт русского населения на территории нашего полуострова, но и ввели в научный оборот около 500 музейных предметов, - заметила Людмила Науменко.
И теперь учёные, исследователи, коллеги этим пользуются в своих научных работах. И не только наши, но и с материка. И мы подчёркиваем этой экспозицией, что на территории Крыма издавна проживает не только старожильческое население, к которому проявляется повышенный интерес, как у исследователей, так и у туристов. Это ведь однобокий подход. Мы привлекаем внимание к не менее ценной и богатой русской части истории полуострова наглядным материалом, помогающим изучать культуру и жизнь русских крымчан. 

Людмила ОБУХОВСКАЯ.