Ялта получила тоннель

20 Ноябрь 2023 622
Так выглядит старый тоннель, который до сих пор называет крымским метро.
Так выглядит старый тоннель, который до сих пор называет крымским метро. Фото автора.

Сооружение нового семикилометрового гидротоннеля сквозь горную гряду под Ай-Петри завершено на полуострове. Работы велись с 2020 года, они потребовали внушительных трат и огромного количества усилий. Но результат стоит того. Жители Большой Ялты точно будут снабжены водой из Счастливенского водохранилища.

Дублёр вышел на славу

Об окончании работ рассказал заместитель генерального директора компании-подрядчика строительства тоннеля ООО «ПРиСС» Андрей Булыгин. Он отметил, что тоннель полностью пробурен, его соединили с южной частью этой важной южной артерии.

«В существующем (с южной стороны) тоннеле, длина которого 1540 м, мы сделали приёмную камеру под проходческий щит, размером чуть больше самого щита. И вот, пройдя 5646 м, мы вышли в эту камеру, произошла смычка. Это произошло на этой неделе. Физически тоннель готов», - цитирует Булыгина РИА Новости.

Работы обошлись нашей стране в 9 млрд. рублей. И об этом особенно полезно напомнить в преддверии 10-летия воссоединения Крыма с Россией. Ведь наша страна нашла возможность создать такой объект, чтобы жители полуострова никогда не испытывали нехватку воды на южной части нашего уникального края. Для этого нужно было создать тюбинг длиной более 7,2 км и диаметром 3,5 м. Примерно 1,5 км тоннеля были возведены с южной стороны ещё в конце 1980-х годов. Потом СССР развалился, а Украина особо не интересовалась этой идеей. Зачем тратить огромные деньги на регион, который многим украинским политикам был, как кость в горле? Да и люди здесь тоже мало кого интересовали в Киеве. Поэтому удивительно в наши дни слышать фразы о том, как украинские власти ночами не спят и переживают за крымчан. Внезапно вспомнили о них?

«Запуск тоннеля в работу не будет сложен, будут переключены задвижки на водоводе для подачи воды из водохранилища в новый водный тоннель», - пояснил Булыгин, говоря о том, как скоро начнёт подаваться влага. 

Вода по новой конструкции будет самотёком подаваться из водохранилища «Счастливое-2» с севера горной гряды. Такой, на первый взгляд, сложный вариант водообеспечения связан с тем, что Ялта окружена горами. Городу попросту неоткуда взять тот объём влаги, который необходим каждый день. Однако вода из села Счастливого Бахчисарайского района обес­печит потребности региона. Мощность гидроузла составит до 100 тыс. куб. метров в сутки. С учётом того, что 2019-м и 2020 году на полуострове были проблемы с водой в Ялте и Алуште, такая конструкция готова как нельзя своевременно.

История соседа

Можно подумать, что до строительства нового тоннеля вода не подавалась в Большую Ялту, но это не так. В 60-е годы был возведён совершенно уникальный для того времени объект - водовод, который называли крымским метро и соперником французского Ла-Манша. Причём он был очень популярен среди туристов. Они массово ездили в село Счастливое, чтобы увидеть автомобильный тоннель из посёлка в Ялту. Уже на месте им объясняли местные жители и строители нового тоннеля - автомобиль тут действительно может проехать, но если воду перекрыть. И всех любителей приключений тут же разворачивали назад.

Кстати, над старым тоннелем действительно была сделана буква «М». Строители поясняли, что работы проводили при СССР сотрудники «Харьковметрострой», однако особенно впечатлительным туристам говорят, что тут действительно действует метро, можно купить билет у охранника и, конечно, дождаться поезда. Потом тут же поясняют, что это шутка, хотя многие уже начинают искать деньги.

Кстати, строительство уже порядком уставшего «соседа» тоже вели с двух сторон - со стороны Северного и Южного порталов, от Счастливого и Васильевки. В декабре 1963 года произошла стыковка. Тоннель, длинной более семи километров, официально был закончен. Тогда он был рекорд­сменом - самым длинным в Европе. Но в мае 1964 года был сдан Ла-Манш, который отобрал первое место. Теперь над Ялтой будет два тоннеля. «Соседи» смогут подменять друг друга в критических ситуациях. 

Мария ЯКОВЕНКО.