Крым. Героизм. Осень 1943-го...

31 Октябрь 2023 1370
Весть о первом плацдарме.
Весть о первом плацдарме. Фото автора.

Безусловно, не только в этот временной период, и не только на нашем полуострове, события были наполнены героизмом и мужеством советских людей, ведущих с 22 июня 1941-го справедливую битву с фашизмом за право быть стране, миру - Великая Отечественная. Но для Крыма особенно приметны две осени - 1941-го, о которой, некоторых её героях, мы рассказывали во вчерашнем выпуске рубрики, и 1943-го, о знаковых событиях которой постараемся вспомнить сегодня. Осень 1943-го - шаги к той Победе, начало освобождения полуострова, первые плацдармы на Перекопе и Сиваше, Керченско-Эльтигенский десант, клочки земли, захваченные в котором, удерживали отчаянно, тяжко - помнили о боли десантов зимы 1941-1942-го, Керченско-Феодосийском, Евпаторийском, Судакском, Коктебельском, которые, увы, не смогли воплотить в реальность мечту о скором спасении Крыма. В 1943-м делали даже, казалось, невозможное, чтобы всё-таки воплотить. Помним.

Снова Перекоп

Бои за Перекопский (Турецкий) вал, за северный вход в Крым были в 1943-м тяжёлыми, кровавыми, как и осенью 1941-го, а ещё раньше в Гражданскую, в 1920-м, в русско-турецких войнах 1736-го, 1771-го (кстати, в 1736-м первым солдатом, взявшим укрепление, был 14-летний капрал Василий Долгоруков, в 1771-м уже генерал-аншеф Василий Михайлович Долгоруков вёл туда солдат, получив позже почётный титул «Крымский»)… Тяжёлыми были бои, но преисполнены отвагой и мужеством солдат Русской Армии, Красной Армии, мудростью их полководцев и желанием победить. Отличие только в противнике, вооружении и в том, наступаем или обороняемся. В 1943-м Красная Армия наступала, не осрамив подвиги предков. Уже в вечерней сводке за 1 ноября радиодиктор Юрий Борисович Левитан порадовал очередной сводкой Сов­информбюро о действиях на Турецком валу (Перекопском перешейке) бойцов 4-го Украинского фронта Фёдора Ивановича Толбухина, отличились там мотопехотинцы Якова Григорьевича Крейзера из 51-й армии и танкисты 19-го корпуса Ивана Дмитрие­вича Васильева. «На Перекопском перешейке наши войска, продвигаясь вперёд, вышли к Турецкому валу. Немцы соорудили в полосе Турецкого вала многочисленные траншеи и окопы. Опираясь на эти сильнейшие позиции, они рассчитывали остановить наши наступающие войска. Стремительным ударом наши бойцы опрокинули противника, преодолели Турецкий вал и прорвались к городу Армянск. Этой победой советских войск закрыты и отрезаны все пути отхода по суше находящимся в Крыму войскам противника. Поспешно отступая под ударами наших войск, противник несёт огромные потери в живой силе и технике. Только за 31 октября и 1 ноября нашими войсками (в том и иных наступлениях на подступах к Крыму. - Ред.) захвачено в плен более 6000 солдат и офицеров противника».

Об успехе на Перекопе наша газета, «Красный Крым» Абрама Давидовича Райчука (замредактора, выпускавший издание в Сочи, а редактор Евгений Петрович Степанов в это время был уже в числе крымских партизан, комиссар 1-й бригады Северного соединения), рассказала не сразу. Из рук в руки тот плацдарм переходил, да и помнили в редакции опыт минувшего, когда в конце декабря - начале января сразу радовали вестью об успехах Керченско-Феодосийского десанта, а потом… не смогли его удержать, и был май 1942-го, падение Крымского фронта, июль 1942-го - потеря Севастополя… Плацдарм Перекопа 1943-го наши солдаты ценою собственных жизней удерживали 158 дней - с него 8 апреля 1944-го после двухчасовой артиллерийской подготовки началось наступление 4-го Украинского фронта, подарившее Крыму долгожданное освобождение.

Личное дело

В 1943-м весть об успехах на Перекопе (по радио её, конечно, слышали, знали все, но ведь это на слух восприятие, а газетный лист можно в руки взять, перечитывать долгожданные строки, гладить их, можно родному человеку на фронт или в тыл переслать, сохранить для потомков) «Красный Крым» опубликовал в праздничном номере - Советский Союз в военных условиях всё равно не забывал о 26-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. «Красная Армия вступила в Крым!» - заголовок небольшой заметки под портретом верховного главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина. «Как сообщает Совинформбюро 1-го ноября наши войска на Перекопском перешейке стремительным ударом опрокинули противостоящие части противника, преодолели Турецкий вал и прорвались к Армянску. Таким образом, пути по суше для войск противника, расположенных в Крыму, отрезаны нашими час­тями. Поспешно отступая под ударами наших войск, противник несёт огромные потери в живой силе и технике». И призыв в газете: «Вперёд на борьбу за родной, за наш солнечный Крым!». «Советский Крым - наш родной, солнечный край - накануне освобождения. На Перекопском перешейке наши войска стремительным ударом опрокинули вражеские части и прорвались к Армянску. Скоро Крым будет освобождён от немецких варваров! Вот уже более двух лет, как гитлеровские разбойники терзают наш родной Крым. Этот когда-то цветущий край, жемчужину советской страны, враг превращает в пустыню. Десятки тысяч советских людей истреблены немцами. Многие тысячи угнаны в немецкое рабство. Наши города и сёла разграблены и сожжены. Там, где ступает нога немца, там нет жизни. Нет ни одного уголка в Крыму, где бы ни видна была мерзкая разрушительная немецкая рука. Но врагу не удалось покорить наших людей, превратить их в бессловесных рабов. Крым не покорён! Ни на минуту не затихла борьба советских людей. Советские патриоты в глубоком тылу врага подтачивают вражеские силы. Летят в воздух фашистские поезда, автомашины, уничтожается живая сила и техника гитлеровцев. С каждым днём растут ряды крымских партизан!». Быть может, эту заметку передал в родную газету Евгений Степанов, что вместе с Всеволодом (Сергеем Христофоровичем) Лаганбашевым, Эммануилом Марковичем Грабовецким и Александром Андреевичем Стогнием (погибнет в бою 27 ноября 1943-го) выпускал в партизанском отряде газету «За Советский Крым».

Весть о прорыве к Армянску обнадёживала в скором его освобождении, но случилось  это лишь в день весеннего наступления фронта - 8 апреля 1944-го силами бойцов 2-й гвардейской армии Георгия Фёдоровича Захарова. Тогда тоже были тяжелейшие сражения, а о других, ноября 1943-го, вспоминал наш читатель, тогда 19-летний, Георгий Панкратович Коновалов. «Это были страшные бои за город, фашисты, понимая, что мы всё равно прорвёмся в Крым, где нас очень ждут, не жалели снарядов, буквально засыпали ими нас, штурмующих вал, Армянск. Но, наверное, каждого нашего бойца тогда подогревала мысль не только о благородстве освобождения, но и личная - об отмщении врагу. Для меня те бои были делом чести: ведь за Армянск в сентябре 1941-го погиб мой отец Панкрат Степанович, а дед Степан Георгиевич там в Гражданскую воевал. Я, как мог, мстил за отца, поклялся в том деду, уходя на фронт (а потом домой, ему, маме Степаниде и сестрёнке Клаве письмо послал с вырезкой из газеты, что мы «прорвались», потом и другое - уже об освобождении Крыма). Мстил врагу за всех погибших, сражаясь в родной «тридцатьчетвёрке», где был механиком-водителем. Командир наш Виталий Панченков мстил за младшего брата Анатолия, подпольщика, казнённого фашистами в Чап­лино, а стрелок-радист Никита Ромашов - за родителей, вот  не знаю имена, за сестрёнку Варю и братишку Колю, как говорил, двойняшек, погибших в блокадном Ленинграде. У каждого, кто тогда шёл в бой, были свои счёты с фашис­тами, мы очень старались, но, увы, уже 2 ноября враг смог вновь занять вал и окружить нас - силы были всё-таки неравные. Наш комкор Иван  Васильев был тяжело ранен, но сумел принять решение пробиваться из окружения, сохранив занятый плацдарм. И пробивались: ночью 3 нояб­ря две сотни наших ребят штурмовали вал и плацдарм, километра четыре мы всё же удержали. Ивана Дмитриевича за те бои наградили медалью Золотая Звезда, наш экипаж за Перекоп и Армянск стал краснозвёздным - всех наградили орденами Красной Звезды».

Ночь с 31 октября, сутки 1 ноября стали для полуострова символом сразу трёх плацдармов на пути к будущему  освобождению. Помимо боёв на Перекопском валу, наши  войс­ка тогда форсировали сразу две водных преграды  - непредсказуемый залив Сиваш и обжигающий прибрежным огнём противника Керченский пролив. Ледяная вода, мороз, но люди шли в бой, чтобы скорее принести на полуостров долгожданное освобождение. О том, о первом крымском мосте - от острова Русский на Сиваше, о плацдармах на Эльтигене, о мужестве и вере в  победу - в следующих  выпусках рубрики.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.