Главное - не испортить

12 Октябрь 2023 484
Вот чем чревато отсутствие генеральных планов: малоэтажный Коктебель застраивают высотками.
Вот чем чревато отсутствие генеральных планов: малоэтажный Коктебель застраивают высотками. Фото Анны Кадниковой.

В связи с интенсивной застройкой Симферополя стиль города уже давно ушёл даже от подобия некоего единства. Чтобы город выглядел стильным и уютным, а не превращался в Шанхай, любое строительство должно быть регламентировано. Между тем в крымской столице до сих пор нет генерального плана. Работа над его подготовкой затянулась до неприличия. Впрочем, эта проблема всё ещё актуальна практически для всех крымских городов.

В лучшем случае через год

Генеральный план определяет векторы развития города, района, посёлка на ближайшие 20 лет, устанавливая, где будут размещены жилые кварталы, промышленные зоны, социальные объекты, рекреация и другие компоненты муниципальной среды. Когда такой документ есть, застройщики чётко понимают, что можно строить на том или ином участке, а чего нельзя. Поскольку сейчас генпланов у крымских городов и посёлков нет, застройка ведётся по принципу кто как договорился с ответственными чиновниками. Особенно остро эта проблема стоит на Южном берегу полуострова и в Симферополе. Впрочем, возможно, подготовка градостроительной документации потому и затянулась уже почти на десяток лет, что это выгодно достаточно широкому кругу лиц.

Как бы то ни было, на сегодня генеральный план есть лишь у одного крымского города - у Евпатории. Остальные не прошли
согласование в Министерстве экономического развития РФ, поскольку были признаны недоработанными, неактуальными, выполненными некорректно и на низком уровне. Яркий пример халтуры - генплан для Коктебеля. Согласно подготовленному проектировщиками документу 70 гектаров земли в посёлке предлагалось отдать под многоэтажную застройку. Это предполагало увеличение местного населения с 2,5 тыс. человек примерно в десять раз. Между тем людей надо обеспечить рабочими местами, школами, больницей, инженерными коммуникациями. Ничего из этого предусмотрено не было. Стоит ли удивляться, что федеральный центр такой генплан попросту «завернул».

- На сегодняшний день практически все города Крыма, кроме Симферополя, уже находятся на стадии завершения внесения изменений в свои генпланы. То есть, проектировщики, которые этим занимались, сдали работу муниципалитетам, и теперь она проходит согласования, - рассказывает главный архитектор РК Ирина Соловьёва. - Но в процессе согласований возникают некоторые вопросы. И они должны решаться проектировщиками. Поэтому на сегодня в одиннадцати городах идёт работа над устранением замечаний. После того как она будет закончена, проекты генеральных планов вынесут на архитектурно-градостроительный совет республики.

Что касается Симферополя, забуксовавшую работу по созданию и согласованию генерального плана Ирина Соловьёва объясняет тем, что город оказался вовлечён в судебные процессы по расторжению контракта с предыдущим исполнителем градостроительной документации. И пока они не закончились, не было возможности заключить договор с другим проектным институтом. Теперь новому исполнителю предстоит сделать и генеральный план, и правила землепользования и застройки как один подряд, чтобы больше не было разногласий между двумя градостроительными документами. 

- Если говорить о сроках, в Симферополе генплан будет принят в лучшем случае в конце следующего года. По остальным муниципалитетам республики работа над градостроительной документацией должна быть завершена в ближайшие два-три месяца, - резюмирует Ирина Соловьёва.

Единый облик и гуманизация среды

- Положительные подвижки в архитектурной сфере всё же есть. В частности, вышел федеральный закон, которого архитекторы России добивались в течение пяти лет. Теперь участие в формировании городского облика местного архитектора зарегулировано законодательно, - рассказывает Ирина Соловьёва. - Если прежде мы не имели права даже согласовывать проекты, то теперь во всех регионах определены территориальные зоны, для которых обязательно требуется наличие согласованного архитектурно-градостроительного облика. Он предполагает объёмно-пространственные решения зданий, архитектурные решения, определяет цвет фасадов, форму кровель, нормы благоустройства и так далее. Теперь если собственник не будет выполнять требования паспорта внешнего вида здания, к нему будут применять меры административного воздействия.

Ещё одно позитивное изменение состоит в том, что теперь перед строительством каждого нового микрорайона застройщик должен предоставить проект комплексного развития территории. То есть, если строится жильё, рядом должны быть возведены социальные объекты, проведено благоустройство. Эта мера позволит, в частности, наконец решить проблему отсутствия парковок в новых спальных районах.

- При жилищной застройке в Крыму, как правило, применяются типовые серии, которые тиражируются на несколько гектаров. Эти здания даже покрашены одинаково. Не знаю, как люди в них ориентируются, - сетует председатель Союза архитекторов РК, профессор Международной академии архитектуры Кирилл Бабеев. - Так среда не делается. Есть определённые подходы, которые уже применяются, например, в Москве, по гуманизации жилой среды.

Суть в том, что микрорайон составляют из разнообразных зданий, объединённых одинаковыми архитектурными решениями. Тогда получается комплексная среда, которая в то же время не выглядит уныло и индустриально. Увы, в Крыму квадратный метр жилья стоит дешевле, чем в столице, так что застройщики несколько ограничены в средствах и, выбирая проект, неизбежно отталкиваются от цены. Понятно, что чем меньше компания потратит на возведение микрорайона, тем больше денег оставит себе. 

Также архитектор отметил, что многие новые микрорайоны, появляющиеся в Крыму, не выдерживают никакой критики в плане благоустройства: крайне скудное озеленение, устаревшие детские площадки - вот и всё, что смогли предложить застройщики. 

- Я бы хотел отметить важность принятия положения о согласовании архитектурно-градостроительного облика. Оно позволит минимизировать случаи, когда, например, в Коктебеле появляются многоэтажные здания, - говорит Кирилл Бабеев. - Но теперь есть другая проблема: в крымских городах администрации не укомплектованы отделами и нормальными специалистами по согласованию архитектуры. То есть, архитектурно-градостроительный облик согласовывают люди, не имеющие должной компетенции, чтобы принимать правильные решения.

По мнению специалиста, помочь решить эту проблему могут градостроительные советы. Если некомпетентный чиновник будет склоняться к принятию неверного с архитектурной точки зрения решению, совет сможет это скорректировать, таким образом минимизируя пресловутый человеческий фактор. 

- Города Крыма развивались столетиями, и каждая эпоха вносила свою лепту в их архитектурный облик. Поэтому наша задача на сегодня - грамотно вписать то или иное здание в сложившуюся городскую среду, - резюмирует Ирина Соловьёва. - Но это не значит, что мы должны точно копировать исторические здания. Достаточно использовать архитектурные элементы, характерные для полуострова. Например, формы проёмов, кровель, элементы идентичности. Существует множество приёмов. Главное, чтобы каждый объект грамотно интегрировался в сложившуюся городскую среду. Наша задача - строить лучше и комфортнее. И главное - не испортить то, что есть.

Елена ЮМАНОВА.