Ольга Остроумова: Храбрым быть непросто

26 Сентябрь 2023 356
Фото РИА Новости.
Фото РИА Новости.

Жюри конкурса полнометражных картин кинофестиваля «Волгоградский факел» возглавляла народная артистка России Ольга Остроумова. Корреспондент «Российской газеты» поговорил с ней и о современном, и о советском кино.

- Ольга Михайловна, ваша кинокарьера началась 55 лет назад, с «Доживём до понедельника».

- Юбилеи я не люблю. В прошлом году мне 75 лет было. Играла в спектакле «Соло для часов с боем». Там как раз празднуют день рожденья моего персонажа. Приглашали меня на 45-летие фильма «А зори здесь тихие» и на столетие Станислава Ростоцкого.

- Кстати, новые экранизаци «Зорь» видели?

- Не смотрела и не буду.

- А книгу прочитали до съёмок или после?

- Повесть была опубликована в «Юности». Борис Васильев, её автор, был замечательный человек. Я с ним была знакома. Но сценарий я прочитала раньше, чем книгу. Роль Жени Комельковой шикарная, многие пробовались на неё. Ростоцкий не находил ту, которая ему нужна была. И меня он не считал подходящей. Я как-то бежала по студии, а навстречу мне шли Ростоцкий и Васильев. И Борис Львович говорит: «Да вот же Женька!» - «Нет, это Ольга Остроумова», - отрезал режиссёр. Но потом всё-таки попробовал меня и утвердил.

- Часто актёры возражают, когда дети хотят пойти по их пути. А как в вашей семье было?

- Когда дочь Оля решила тоже стать артисткой, я не перечила. В театральные вузы же раньше набор идёт: не прошла туда - можно пойти на иняз. Я только спросила, кто набирает курс. «Пётр Фоменко». - «О, я бы и сама пошла снова учиться!». И только на третьем туре экзаменов ему сказали, что Оля - это моя дочь. Он попросил её передать нам спасибо, что мы не звонили ему и не просили ни о чём.

Все думают, что в театральный вуз поступают по блату. Когда я туда попала, меня никто не знал. Я, может быть, была не так и талантлива, но всё равно надо дерзать. Если человек хочет этим заниматься, он найдёт своё призвание. Нина Русланова вот два раза поступала. Кому суждено, тот пробьётся.

Сама я одиннадцать классов окончила в Куйбышеве, откуда уехала поступать в Москву, уверив родителей, что там мне дадут общежитие. Хотя на самом деле всё не так просто было. Но кто-то свыше меня берёг. Недаром у меня по папиной линии пять священников в роду.

- Ваша вторая съёмка проходила как раз в Волгограде - небольшая роль в «Городе первой любви», 1970 год. Помните?

- Нет, вообще не помню. Я вообще была уверена, что впервые посетила Волгоград. Но мне сказали, что мы с Валентином Гафтом сюда приезжали. Когда я уехала с Волги, мне было 17 лет. А тут нас со Светкой Немоляевой возили по городу. Я с близкого расстояния посмотрела на свою Волгу. Как молоды мы были... Я, правда, не почувствовала, что мне снова 17. Я всю жизнь свою прочувствовала.

- Вы стали председателем жюри конкурса полнометражных фильмов. Как вам наш новый кинематограф?

- Я хотя бы ознакомилась с нынешним состоянием российского кино. В моё время не было так много женщин-режиссёров. Сейчас же целый косяк! По-моему, есть очень сильные среди них. Я посмот­рела и список короткометражек, из 11 фильмов - семь женских. Раньше девушка оканчивала ВГИК, но семья и быт не давали реализоваться. Сегодня - по-другому. Но я не люблю делить искусство на мужское и женское. Сейчас появились какие-то «актёрки», «режиссёрки». Вот если явятся режиссёры с женской мудрос­тью и мужской хваткой, это будет очень приятно.

Кино учит тому же, что семья, литература, театр. Я как-то прочитала определение: воспитание - это образ жизни родителей. Как в семье относятся друг к другу, такую модель общения ребёнок и воспринимает.

- Сейчас почему-то от режиссёров требуют снимать патриотические картины. И сложно понять, что под этим вообще подразумевают. У вас есть представление?

- Патриотическое кино - кино правдивое. Я была на фес­тивале в Новороссийске, там вспоминали фильм «Доживём до понедельника». И я поняла, что это очень патриотический фильм. Потому что учитель признаётся, как сильно ему хочется в отпуск. Правдиво же показано! Снято в конце оттепели, а на все времена. И «В окопах Сталинграда» правдивая книга без ложной патетики, которая всегда чувствуется. Эту повесть часто на радио читают, я её люблю вечером слушать. И вспоминаешь сюжет, и засыпаешь быстро. А ведь в трагедии Сталинграда тоже не было пафоса. Город было трудно защищать, люди просто терпели. Но они думали, что на этой земле будут жить их дети, внуки. Так давайте жить, жить прекрасно. Храбрым быть непросто, всегда есть страх. Но честь сильнее страха.

Мы постепенно уходим от Великой Отечественной вой­ны. Кого-то ещё помним по старым фотокарточкам. Но и война 1812 года тоже была огромной, с массовым партизанским движением. О ней же сейчас спокойно говорим. Только нужно помнить, за счёт кого мы живём. Есть грандиозная военная проза и поэзия. Этот кладезь надо сохранить.

- Сегодня в обществе раскол. Многие ваши коллеги покинули Россию, а некоторые из оставшихся призывают на их головы кары. Как быть?

- Пусть они просто вернутся. Родина рано или поздно позовёт изнутри. Мы не можем никого судить сейчас. Надо от событий отойти на несколько лет.

Досье

Народная артистка РФ Ольга Михайловна Остроумова родилась в Бугуруслане (Оренбургская область). Служит в театре им. Моссовета. Снималась в таких фильмах, как «Доживём до понедельника», «Город первой любви», «А зори здесь тихие», «Гараж», «Бедная Настя», «Не родись красивой», «Адмиралъ» и других.

Роман МЕРЗЛЯКОВ.