Заложники крепости Ени-Кале

18 Июль 2023 1088
Дома посреди крепостных сооружений построили при СССР и использовали для жилья. Теперь это скорее вариант для сплошных страданий.
Дома посреди крепостных сооружений построили при СССР и использовали для жилья. Теперь это скорее вариант для сплошных страданий. Фото из открытого источника.

Каково это - жить посреди заповедной территории? Несколько семей из Керчи ответят, что удовольствие сомнительное. До 2014 года у них была возможность протянуть водопровод, сажать огороды, даже была надежда на газо­снабжение. Потом правила стали жёстче. Теперь несколько десятков керчан - заложники крепости Ени-Кале.

Руины былой славы

Сначала немного о самой крепости. Наверняка, многие видели старинное сооружение с симпатичными будто башенками. Это самая популярная часть крепости, фото которой можно увидеть в интернете. На самом деле, сооружение намного больше по площади, оно состоит из нескольких объектов. Три яруса конструкций занимают почти весь приморский склон. При турках здесь находились около двух тысяч человек. Их не только нужно было размес­тить, но и накормить, напоить и так далее. 

Ени-Кале дословно переводится как «новая крепость». Её построили там, где пролив между Чёрным и Азовским морем считался самым узким. Гарнизон, расположенный здесь, должен был не допустить прохождения русских кораб­лей. Всё потому, что в 1696 году, после взятия крепости Азов, Россия получила выход в Азовское море и в спешном порядке стала строить свой южный военный флот. Уже в 1699 году через Керченский пролив прошёл русский корабль. Чтобы подобное не повторилось, турки приняли решение укреп­лять имеющиеся на Азовском море крепости. 

Строительство на берегу Керченского пролива началось в 1700 году. Основные работы были завершены через три года. Незначительные доработки длились вплоть до 1706 года, о них есть упоминания у различных исследователей. 

Общая территория сооружения составляла два с половиной гектара. Крепость имела форму пятиугольника, в каждом углу которого находился бастион (укрепление, выдвинутое за периметр основного сооружения). Один из таких бастионов существует и сейчас. По углам были выстроены дозорные башни с узкими бойницами - бартизаны.

Долгое время крепость не использовалась по прямому назначению. Только в 1737 году русские войска снова заняли крепость Азов. В 1768 году Россия снова начала строить корабли для Азовской флотилии. К 1771 году кораблей было достаточно, чтобы русская эскадра смогла отправиться к Керченскому проливу.

Самое интересное, что гарнизон крепости фактически сбежал, завидев русские корабли. Говорят, что турки также опасались проблем с водой и едой, ведь всё это нужно было привозить к укреплению. 21 июня 1771 года несколько местных армянских семей вручили ключи от крепости генералу Борзову, который впоследствии стал обер-комендантом оборонительного соо­ружения. Примерно через 50 лет крепость упразднили, позже тут располагался госпиталь. 

Однако после Крымской войны сооружение начало постепенно приходить в упадок. Часть стен разобрали местные жители, чтобы построить свои дома. При СССР тут также появились постройки. Например, на одном из зданий, построенных посреди крепости, стоит дата - 1959. И тут давно живут люди. Они и стали заложниками крепости.

Без воды, газа и картошки

«Вот у нас заповедный деревянный столб, на котором висят провода. Уже везде бетонные, а у нас деревянный. Когда его поменяют и поменяют ли вообще - вопрос открытый. Мы ведь живём в заповеднике, тут вообще ничего делать нельзя», - рассказывает Мария, жительница одной из квартир.

Вода есть, но только в колонке. Причём те, кто успел проложить трубы при Украи­не, живут в целом неплохо - они сделали трубопровод. После 2014 года это запрещено. В заповедной территории нельзя даже лишний раз лопатой взмахнуть, не говоря о том, чтобы вырыть яму для трубопровода.

«У нас бассейн стоит в доме, оттуда воду насосом качаем, чтобы вещи постирать, помыться, посуду помыть. Иначе никак», - добавляет Мария.

Подъезда как такового к домам нет. Только если по ухабам и лужам через ворота крепости. Недавно случился обвал, когда часть дороги завалило. Расчищать территорию никто не торопился - земля как бы ничья. То есть, это заповедная зона Восточно-Крымского историко-культурного заповедника, но он не может пригнать технику и убрать завал. Всё сделали местные жители, которые, напомним, не имеют права ничего копать. Формально они нарушили закон. Фактически открыли путь для своих же автомобилей.

«На подходе к домам видели старый туалет? Мы уже огромное количество писем писали, чтобы его отремонтировали, канализации ведь тут тоже нет. Но в итоге нам отвечают одно - ничего сделать не можем, у вас заповедная зона», - говорит другой житель - Андрей.

К слову, при СССР тут было военное училище. Многие держали огороды, спокойно жили. Пока правила не ужесточились, люди проживали хоть и на заповедной земле, но словно в частном секторе.

- Мы даже мусор не можем толком вынести. Мусорных баков у нас нет. Есть только внизу, по насыпи спускаетесь через железнодорожные пути, там у крепости с башенками баки. Пожилые люди туда спуститься не могут. Другой вариант - долго и нудно нести мешки с мусором в сторону частного сектора к Береговой, там можно найти баки, - добавляют наши собеседники.

Кстати, эти дома ранее признали якобы аварийными. Предложили переехать в сооружения в районе под названием Студгородок. Люди отказались - дома построены в 70-е года прошлого века, там тоже переселяют жителей, так как дома аварийные. Но не для всех. «Заповедным» жителям настойчиво советовали там поселиться как можно скорее. Так сказать, сменить одно аварийное жильё на другое. 

Как дальше жить - люди не представляют. В таких условиях о комфорте говорить не приходится. Но и переезжать абы куда не хотят. Открыто заявляют - у музея на них нет денег, а администрации всё равно. Так и живут. И ждут, какие ещё сюрпризы получат в будущем.

Валентина БУЙЛОВА.