Надо понять, к чему лежит душа ребёнка

18 Июль 2023 175
Андрей Максимов.
Андрей Максимов. Фото из открытого источника.

Все бежим... Ребёнка в школу отвёл, вечером встретились. Спросил: «Как дела в школе?», имея в виду, много ли двоек или пятёрок... Ребёнок что-то ответил, а вы, может, и не услышали. Нет времени подумать. А мне пришлось. Потому что я задумал три книги про трёх великих педагогов для знаменитой серии ЖЗЛ. Книга о Песталоцци уже вышла. О Корчаке появится в ближайший месяц. Начинаю писать о Монтессори. И вот что выясняется: у нас есть теория педагогики, которая, кажется, практиков не волнует вовсе. И не потому, что они с ней не согласны, а потому, что они о ней просто не знают.

Я не встречал ни одного школьного педагога, который бы не слышал имени Песталоцци. Но при этом - опять же - не встречал ни одного учителя, который бы знал, в чём суть педагогических открытий великого швейцарца. Вы можете себе представить психолога, который бы не ведал, что сделал Фрейд, или физика, не понимающего суть открытий Эйнштейна? А в педагогике - пожалуйста.

На мой взгляд, основная проблема школы в том, что она утеряла многое из того, что открыли педагогические гении. Сейчас учителям - во всяком случае в Москве - сильно прибавили зарплату. Всё время пытаются проводить какие-то эксперименты. Но забываются педагогические основы. Если угодно - суть.

И Песталоцци, и Корчак, и Монтессори соединяли теорию с практикой. То есть, свои теоретические работы поверяли ежедневной работой. Все трое относились друг к другу с невероятным уважением и почтением, стараясь не оспорить, а развить то, что сделал каждый.

Есть вывод, который можно прочесть в работах всех трёх педагогических гениев. Вывод, практически забытый школой, но вполне готовый для использования мамами и папами, бабушками и дедушками.

Как учат наших детей? Тридцать разных людей заходят в один класс, их сажают за парты и - давай учить! К слову сказать, Мария Монтессори была категорической противницей того, что детей сажают за отдельные парты. Она считала, что детей с детства надо учить работать вместе, а не по отдельности.

Но не будем отвлекаться. Итак, тридцать человек учат одинаково и одинаковому.

А теперь зададимся вопросом: благодаря чему и Песталоцци, и Корчак, и Монтессори добивались серьёзных результатов, и весьма быстро? При том, что Песталоцци и Корчак в разное время, но работали с детьми войны, беспризорниками, как сейчас бы сказали - трудными подростками. Монтессори вообще брала тех, кого считали умственно отсталыми, и добивалась того, что они побеждали обычных учеников. Как это удавалось?

Была правильная система и верный подход, в основе которого лежала задача не учить ребёнка, а изучать его. Понимаете, да? Детей пытались понять. Песталоцци, Корчак, Монтессори жили в разных условиях и делали это по-разному.

Сначала ребёнка надо изучить, понять, что ему интересно, а потом уже начинать учить. Иоганн Генрих Песталоцци назвал такой подход «принцип природосоответствия», и надо сказать, что все - не только великие, а просто хорошие педагоги - старались этот принцип использовать.

Мы по-прежнему хотим научить всех всему? Задача непосильная и весьма бессмысленная к тому же. Надо постараться понять, к чему лежит душа ребёнка, что наилучшим образом соответствует его природе, и развивать именно это.

Скажу вещь, наверное, крамольную: не страшно, если ребёнок не любит читать, ну не лежит его душа к книгам - что поделать? Страшно, если человек оканчивает школу с отличными оценками и не знает, чем ему дальше заниматься.

Андрей МАКСИМОВ, писатель, телеведущий, режиссёр.