Экзамен в прямом эфире

Как работают онлайн-наблюдатели на ЕГЭ

29 Май 2023 398
Общественные наблюдатели видят класс в двух проекциях: с камеры, что висит над доской, и с камеры на задней стене класса. Фото Александра КОРОЛЬКОВА.
Общественные наблюдатели видят класс в двух проекциях: с камеры, что висит над доской, и с камеры на задней стене класса. Фото Александра КОРОЛЬКОВА.

- Это что там у него - телефон? Пусть только «свайпнет» - тут же жму «нарушение»! Странно, у девочки рядом тоже что-то похожее… Жаль, приблизить нельзя! - сокрушается, уставившись в экран компьютера Иван. Он сам похож на «егэшника». Как и около сотни других общественных наб­людателей, которые сегодня следят за порядком на Едином госэкзамене онлайн в самом крупном федеральном ситуационно-информационном центре на базе МСХА им. Тимирязева в Москве. Всего по стране работает 73 таких центра, рассказал корреспондент «Российской газеты».

Поймай меня, если сможешь

Действительно, если бы не одинаковые голубые футболки с надписью «общественный наблюдатель», легко можно подумать, что все здесь пришли сдавать ЕГЭ по информатике на компьютерах. Ничего странного, ведь все наблюдатели здесь сами сдавали Единый буквально год-два назад, а сегодня они студенты 1-2 курсов Тимирязевской академии.

Вместе с Иваном продолжаем внимательно смотреть на экран компьютера. Каждому онлайн-наблюдателю «выдаётся» четыре аудитории. Перед нами - 4 «окна». В каждом - класс в двух проекциях: с камеры, что висит над доской, и с камеры на задней стене класса. Можно переключаться туда-сюда. Сегодня здесь мониторят Северо-Кавказский регион: вот школа в Дагестане, вот в Махачкале, вот село в Карачаево-Черкесии. Сельскую школу вычисляю сразу, даже несмотря на информацию в окошке: на экзамене по литературе всего одна выпускница.

Ещё немного наблюдаем за подозрительными предметами на партах участников ЕГЭ по химии в одном из ППЭ в Дагестане. Их пока никто не трогает, экзамен уже начался, материалы получены.

Решаем с Иваном, что это шоколадки - видимо, для лучшей работы мозга на экзамене. Но «на заметку», как говорится, взяли. Вообще, всё это похоже на увлекательное кино в жанре «саспенс»: постоянно ждёшь, что вот-вот что-то случится, кто-то проколется и придётся нажимать ту самую кнопку «нарушение».

Кстати, шоколадку на экзамен с собой вполне можно взять. Как и яблоко, питьевой йогурт, воду - она стоит на партах во многих аудиториях, и другой лёгкий перекус. Но такая еда не должна мешать другим: никаких шуршащих обёрток и сильных запахов. Обойдёмся без курицы-гриль и шаурмы. И, конечно, никаких посторонних записей на упаковках - всё тайное тут же станет явным.

Посторонним В.

Какие нарушения отслеживают онлайн-наблюдатели и как? Есть несколько видов нарушений. Средство связи - использование мобильного телефона или другой аппаратуры, разговоры участников экзамена между собой, шпаргалки, посторонние люди в аудитории, подсказки со стороны организаторов, камера - когда плохой обзор или пропало изображение, вынос КИМ (контрольно-измерительные материалы) и переговоры организатора и школьника.

- Заметив что-то из этого списка, мы выбираем соответствующий пункт, потом номер места, номер аудитории и регион, - рассказывает первокурсница Тимирязевской академии Марина. - Потом описываем подробно, что мы увидели. Это называется «поставить метку». Дальше эта метка попадает модераторам из Рособрнадзора, и, если они подтверждают нарушение, оно дальше автоматически «спус­кается» на уровень пункта проведения экзамена.

Сообщение о нарушении получат в любом пункте, где бы он ни находился. И там на местах этот факт отрабатывают: смотрят видеозаписи, после чего подтверждают или опровергают нарушение процедуры.

Зачёт для наблюдателя

Как и участникам ЕГЭ, наблюдателям даётся возможность выйти из рабочей аудитории, правда, в отличие от «егэшников», без сопровож­дения.

- А как же ваши «подопечные»? - спрашиваю девушку, которая вышла в коридор.

- Ну мы же тоже люди, можем выйти на пару минут по необходимости, - говорит она. - Всё равно идёт запись и после окончания экзамена мы её пересматриваем. Так что ничего не пропущу.

Стать наблюдателем не­прос­то. Как и участникам ЕГЭ, кандидатам в «инспекторы» нужно пройти обучение и выполнить задания. Справился на 80% - добро пожаловать.

- Учились мы дистанционно: были видеоуроки, тестовые и практические задания, - вспоминает наблюдатель Егор Грачёв. - Чему нас учили? Какой должна быть аудитория, что в ней должно находиться, как должна висеть камера, её положение, а также основные нарушения.

Для студентов, которые буквально вчера сами сдавали ЕГЭ, работа в пуле общест­венных наблюдателей - дополнительная практика, и, как рассказали «по секрету», особо отличившихся обещали премировать путёвкой в летний лагерь на море.

Не попасть в сеть

С 2020 года мониторить ход экзаменов помогает технология машинного зрения на основе нейронной сети. Искусственный интеллект анализирует поведение человека, определяет возможные нарушения по видеозаписи и фиксирует их: формирует «подозрение на нарушение». Такие «подозрения» поступают на проверку онлайн-наблюдателю, который, просмотрев отрезок видеозаписи, определяет, действительно ли есть нарушение, а далее «метка» попадёт на модерацию.

Эта технология позволяет на первоначальном этапе «просматривать» видеозаписи проведения ЕГЭ без участия онлайн-наблюдателей. Плюс в том, что технологию можно использовать круглые сутки, в том числе «пересматривая» уже проведённые экзамены или видеозаписи из тех пунк­тов проведения, онлайн-трансляция из которых по объективным причинам была невозможна. Как правило, это пункты в самых отдалённых и труднодоступных местностях.

- Нейросеть, конечно, помогает, но полностью ей доверять всё же нельзя, - говорит Егор Грачёв. - Возможны ошибки. Например, человек просто опустил руки под парту, возможно, это его привычная поза, ему так думается лучше. Нейросеть посчитает это подозрением на нарушение, так как под столом можно достать шпаргалку, например. И такие случаи действительно бывают. Но мы должны проверить всё человеческим глазом, чтобы не «подставить» ни в чём не виноватого человека.

- С этого года все субъекты России получают материалы для ЕГЭ по сети Интернет. Контрольно-измерительные материалы поступают в шифрованном виде. Но есть исключение: пункты, которые организованы в специальных учебных учреждениях, где есть объективные сложности с использованием технических средств. Туда КИМ ЕГЭ доставляются на бумаге, -  рассказал заместитель руководителя Рособрнадзора Игорь Круглинский. - Для нас чрезвычайно важна объективность проведения ЕГЭ. Нам удалось этого добиться в последние годы, в том числе с помощью организации системы видеонаблюдения и активной работы общественных наблюдателей. В 2014 году, когда впервые при проведении ЕГЭ была организована система видеонаблюдения, доля аудиторий с онлайн-трансляцией составляла менее 40%. Последние годы видеонаблюдением охвачены все аудитории, в том числе около 99% в режиме реаль­ного времени.

Мария АГРАНОВИЧ.