Ударные темпы и полвека гарантии

2 Март 2023 553
Шахта технического обслуживания нового коллектора в районе Екатерининского сада практически готова.
Шахта технического обслуживания нового коллектора в районе Екатерининского сада практически готова. Фото Анны Кадниковой.

Грандиозная подземная стройка нового тоннельного канализационного коллектора в Симферополе подходит к концу. Объект готов на 91% и будет сдан заказчику до конца весны. Проектом предусмотрена реконструкция старого коллектора и строительство 17 километров нового. По всей его длине установлены шахты технического обслуживания - всего их 35. Пропускная способность нового коллектора составит 170 тыс. кубометров жидких отходов в час.

С опережением графика

Сложнейшие работы по прокладке нового коллектора велись в течение трёх лет - с 2019 года. Проект представляет собой строительство закрытого типа. Технологически такой метод сложнее, поскольку для работы необходим тоннелепроходческий механизированный комплекс, который бурит подземную систему. Зато благодаря этому не приходится раскапывать грунт на поверхности, снимать асфальт с дорог и перекрывать целые улицы на время ведения работ. Тоннель под будущий коллектор прокладывали в круглосуточном режиме со средней скоростью проходки 15 метров в стуки. Прежде подобные технологии в Крыму не использовались. Метод позволяет гарантировать максимальное качество строительства при минимальном участии человека. 

- Сейчас завершается строительство последнего шахтного ствола. После этого поверх него установят специальную крышку и оборудуют технологическое отверстие для обслуживания сооружения, - рассказывает главный инженер компании-подрядчика Андрей Булыгин. - Такая конструкция обеспечит возможность доступа как представителей обслуживающей организации, так и необходимой техники. По контракту в сроках завершения работ у нас указан сентябрь этого года. Но мы идём с опережением и планируем сдать объект уже в апреле-мае.

Новый коллектор проходит от перекрёстка улиц Ленина и Потёмкинской, под руслом реки Салгир на глубине около пяти метров, выходит к Гагаринскому парку, поворачивает в сторону железнодорожного вокзала, затем тянется вдоль Евпаторийского шоссе до ГРЭСа, сворачивает на улицу Монтажную, ныряет под трассу «Таврида» и выходит к очистным сооружениям у села Укромного.

Трубопровод за миллиарды

Сейчас сточные воды Симферополя направляются в коллектор, который был построен ещё на рубеже 60-х и 70-х годов прошлого века. Уже к началу 80-х он перестал отвечать потребностям развивающегося города, а сейчас старая дренажная система вообще работает на пределе возможностей. Новый коллектор обеспечит быструю и бесперебойную работу всей водосточной системы Симферополя и части Симферопольского района. На его строительство город получил почти 11 млрд. рублей - средства выделены в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя».

- Глубина коллектора составляет от 8 до 35 метров - в зависимости от рельефа местности. Сейсмостойкость - до 9 баллов, - отмечает Андрей Булыгин. - На всём маршруте тоннеля построено 35 шахт. 25 из них уже полностью обустроены. Остальные будут закончены в ближайшее время.

Коллектор спланирован таким образом, что стоки будут проходить по нему самотёком - без подключения дополнительного насосного оборудования. Внутри тоннеля находятся кольца из высокопрочного бетона, стены которых покрыты специальным полимером, стойким к химическому воздействию. Он защитит бетон от разрушительного воздействия канализационных газов. Сами кольца подогнаны максимально плотно, а остающиеся зазоры изолируют вручную. Таким образом внутри бетонной шахты коллектора прокладывается монолитная пластиковая труба. По оценкам специалистов, новая система отвода стоков прослужит более полувека. Во всяком случае гарантия на трубы составляет 50 лет.

Что касается судьбы старого коллектора, которым Симферополь пользуется сейчас, после введения в эксплуатацию новой системы специалисты проинспектируют его состояние.

- Предстоит выяснить, годится ли он ещё для какой-либо эксплуатации, - поясняет Андрей Булыгин. - Возможно, потребуется ремонт. Если система находится в полной непригодности, придётся строить ещё один новый коллектор. Их всегда должно быть два, чтобы в случае аварии можно было запустить резервный. Однако техническая возможность заменить части старого трубопровода есть, поскольку он сложен из отдельных железобетонных секций. Их можно где-то поменять, где-то произвести санацию.

Елена ЮМАНОВА.