Профессия - покупатель

1 Март 2023 583
Закон о правах потребителя работает и на рынке.
Закон о правах потребителя работает и на рынке. Фото Анны Кадниковой.

Право разрезать продукт продавец имел, но лишь по просьбе покупателя. Покупая весовой товар, можно попросить взвесить столько, сколько надо, правда, не меньше минимальной единицы измерения - одного фрукта или 100 граммов. Если приглянулась и понадобилась именно половина, в данном случае, большого кочана капусты, то продавец мог её разрезать и продать именно тому, кто просил. А вот предлагать её, разрезанную половину, другому покупателю, даже, как в вашем случае, навязывать, уже права не имел. И у вас было полное право отказаться от такой покупки. Впрочем, это право, «не брать отрезанное», относится больше к овощам и фруктам, с колбасой и сырами, хранящимися после разрезания в холодильнике и, желательно, со срезом, обёрнутым пищевой плёнкой от заветривания, к примеру, оно не действует. Если перед вами кому-то отрезали нужный вес от палки колбасы, то требовать сделать то же для вас от другой палки - нельзя. Нарезать продолжат уже «потревоженную». К кому обратиться? Разъясните, пожалуйста, как надо было мне поступить. В магазине купила упаковку сыра, но не заводскую, а их, магазинной, расфасовки. Дома открыла, а там снизу слой плесени. У меня не сохранился чек, только наклейка на паковочной плёнке. Когда обратилась в магазин к кассиру, чтобы вернули деньги, она сказала, что не положено, тем более что на этикетке нет даты фасовки и не указано, что это их магазин, а чека у меня нет. Она знает, что я постоянный покупатель, но надо всё подтвердить. Будто я где-то ещё покупаю. Спе­циально посмотрела в зале, там точно такие же ещё на полке лежат, тоже без дат, и, показалось, тоже с плесенью. Ушла, просто выкинула деньги. Как быть? Магазин-то у нас в районе один. Юлия Владимировна. Симферопольский район.

Наверное, самая популярная профессия и работа в мире - покупатель, ей учатся даже малыши в песочнице, играя «в магазин» с денежками-листочками. Навыками профессии покупатель, потребитель, в разной степени владеют все. Зарплату за такую работу, конечно, не платят, наоборот, свои отдавать приходится, но степень удовольствия от сделанных покупок - есть. И закон специальный существует, определяющий права и возможности «работников». «Крымская правда» продолжает отвечать на вопросы читателей, связанные с профессией покупатель.

Как вернуть просрочку?

Купила недавно в магазине по акции, с большой скидкой, сметану, там многие разбирали, вроде как сроки подходили, вчера открыла баночку, а она испортилась. Получается, мне просрочку продали. Как вернуть? Чек не сохраняла.

А. Е.

Симферополь.

По закону отсутствие чека не должно быть препятствием для возврата или замены товара ненадлежащего качества, а ещё запрещено продавать товары с истёкшим сроком годности. Но, судя по воп­росу, вы купили продукт с ещё действующим сроком годности, истекающим, но не закончившимся. Такое продавать можно, тем более со скидкой, - в рамках срока годности. Просрочку, скорее всего, изначально не продавали, она «просрочилась» уже у вас. И если бы открыв баночку сразу после покупки, обнаружили испорченную сметану, то ещё могли бы попытаться вернуть или обменять. Теперь, увы, нет. Дело в том, что при покупке продуктов питания ненадлежащего качества покупатель может потребовать заменить его на аналогичный надлежащего качества или же вернуть деньги только при условии, что недостаток обнаружен в пределах срока годности. Вы, судя по письму, купили сметану с ещё действующим сроком годности, хранили её дома, а открыли лишь по истечении срока годности и обнаружили, что она пропавшая. Вернуть, к сожалению, уже не получится. Поэтому при покупке продуктов обязательно обращайте внимание не только на стоимость, но и на целостность упаковки, сроки годности и условия хранения.

Взвесьте нужное

На местном рынке столк­нулась с такой неоднозначной ситуацией: передо мной покупательница попросила взвесить ей половинку понравившегося большого кочана капусты, продавец так и поступила, разрезала кочан. А мне надо два кило капусты, так продавец пыталась мне навязать именно тот отрезок, хотя были иные небольшие кочанчики. В общем, пришлось мне в другом месте покупать, очень уж откровенно навязывалось то, что не хотела. Разве я не права, отказавшись брать такое? И имел ли право продавец разрезать капусту вообще, это же штучный, весовой товар?

Вера Петровна.

Евпатория.

Право разрезать продукт продавец имел, но лишь по просьбе покупателя. Покупая весовой товар, можно попросить взвесить столько, сколько надо, правда, не меньше минимальной единицы измерения - одного фрукта или 100 граммов. Если приглянулась и понадобилась именно половина, в данном случае, большого кочана капусты, то продавец мог её разрезать и продать именно тому, кто просил.
А вот предлагать её, разрезанную половину, другому покупателю, даже, как в вашем случае, навязывать, уже права не имел. И у вас было полное право отказаться от такой покупки.

Впрочем, это право, «не брать отрезанное», относится больше к овощам и фруктам, с колбасой и сырами, хранящимися после разрезания в холодильнике и, желательно, со срезом, обёрнутым пищевой плёнкой от заветривания, к примеру, оно не действует. Если перед вами кому-то отрезали нужный вес от палки колбасы, то требовать сделать то же для вас от другой палки - нельзя. Нарезать продолжат уже «потревоженную».

К кому обратиться?

Разъясните, пожалуйста, как надо было мне поступить. В магазине купила упаковку сыра, но не заводскую, а их, магазинной, расфасовки. Дома открыла, а там снизу слой плесени. У меня не сохранился чек, только наклейка на паковочной плёнке. Когда обратилась в магазин к кассиру, чтобы вернули деньги, она сказала, что не положено, тем более что на этикетке нет даты фасовки и не указано, что это их магазин, а чека у меня нет. Она знает, что я постоянный покупатель, но надо всё подтвердить. Будто я где-то ещё покупаю. Спе­циально посмотрела в зале, там точно такие же ещё на полке лежат, тоже без дат, и, показалось, тоже с плесенью. Ушла, просто выкинула деньги. Как быть? Магазин-то у нас в районе один.

Юлия Владимировна.

Симферопольский район.

Законодательством преду­смотрено, что для защиты прав потребителя наличие кассового чека - не обязательно, можно использовать иные подтверждения факта покупки, к примеру, свидетельские показания, видео с камер наблюдения, или, как в вашем случае, этикетку от весового товара. Если на полке вы нашли точно такие же этикетки, значит, покупали в этом магазине. То, что на этикетке не указана дата фасовки товара, - нарушение. Правила продажи отдельных видов товаров предусматривают, что на весовом товаре, расфасованном в магазине, обязательно должны быть указаны: наименование, вес, цена за килограмм и стоимость конкретно этого веса. А также дата фасовки, срок годности, номер или фамилия весовщика, указание названия и адреса магазина - желательно.

При обнаружении продукта ненадлежащего качества, но находящегося в пределах срока годности вам надо было с жалобой и требованием замены его (возврата денег) обращаться не к кассиру (если, конечно, он не хозяин и администратор в одном лице). По негласному правилу и требованиям федеральных законов «О защите прав потребителей» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов», правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан не только представить достоверную информацию о товаре, но и продать его качественным, обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья потребителей. Также они обязаны соблюдать требования санитарно-гигиенических норм и правил, не допускать в продажу товары, имеющие признаки недоброкачественности. Прежде всего, вам надо было обратиться к руководству магазина (администратору торгового зала, старшему продавцу), именно в их компетенции обязанность принимать жалобы и разбираться с некачественным товаром. Они обязаны не только отреагировать на вашу жалобу (вернуть деньги за некачественный продукт - имеете полное право), но и проверить остальной товар на полке, при необходимости - снять его с реализации.

Если отказывают в вашей законной просьбе, то надо написать официальное заявление в книгу жалоб и предложений - иметь её и выдать по требованию обязаны. Не забудьте указать контактный телефон для ответа. Разобраться с жалобой на возврат средств из-за некачественного товара должны в течение 10 дней, и дать вам официальный ответ. Если же не отреагировали, то тогда надо обращаться в местный
(в нашем случае, республиканский) орган Роспотребнадзора (Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю). Представив копию жалобы, оставленной в книге жалоб и предложений магазина, на которую не было реакции.

Потребитель, покупатель - самая популярная профессия и работа в мире, которой, хоть немного владеет каждый: давайте стараться, чтобы она радовала, следите за особенностями законодательства, если непонятно - спрашивайте, попробуем поискать ответ. И удачных всем покупок, любых - на пользу.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.