Табак и никотин - под контроль

Обзор главных экономических событий недели

20 Февраль 2023 1188
Одной из основных задач нового органа станет борьба с нелегальной и контрафактной табачной продукцией.
Одной из основных задач нового органа станет борьба с нелегальной и контрафактной табачной продукцией. Фото Анны Кадниковой.

Планы передать Росалкогольрегулированию контроль за рынком табака, которые обсуждаются много лет, приближаются к реализации. Законопроект о создании нового органа поступит на рассмотрение Госдумы в конце февраля - начале марта. Новый регулятор будет называться Росалкогольтабакконтроль. Предусматривается расширение функционала Росалкогольрегулирования, наделение его правом контроля в сфере табачной и никотинсодержащей продукции. Служба будет действовать в структуре Министерства финансов РФ.

Новый орган

«Передача полномочий Росалкогольрегулирования произойдёт, когда будет принят закон, предполагающий введение контроля со стороны государства за производством и оборотом табачных изделий, а также сырья для них, - пояснил советник заместителя минист­ра финансов РФ Георгий Голованов. - Пока законопроект об этом находится на межведомственном согласовании. Документ подразумевает введение лицензирования производства и оптовой торговли сигаретами. Это должно снизить долю нелегальной продукции на отечественном рынке».

По словам Голованова, для контроля за табачной отраслью будут использоваться две информационные системы. Сейчас Росалкогольрегулирование работает с ЕГАИС (системой государственного надзора за алкоголем), а в сфере табака его деятельность будет обес­печиваться информсистемой контроля за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке. Интеграция двух систем будет запущена уже в ближайшее время, так как с 1 апреля этого года начинается обязательная маркировка пива.

Движение вверх

В России зафиксирован очередной виток подорожания строительства жилья. По данным аналитиков рынка, за январь стоимость строительных работ в стране выросла на 9%, за предыдущее полугодие - на 8%. Цены на стройматериалы за последний месяц поднялись на 2%, а за полгода - на 5%.

«Подорожание строительных работ связано прежде всего с дефицитом кадров, причём не только высококвалифицированных, - пояснил коммерческий директор компании-застройщика Дмитрий Голев. - Чтобы удержать строителей, компании регулярно индексируют их заработную плату. Это ведёт к росту себестоимости строительства, что негативно сказывается на маржинальности застройщиков и доступности жилья. Что касается расходов на строительные и отделочные материалы, могу сказать, что давно не было такого, чтобы по итогам года они снизились. 10-20-процентный рост на различные позиции материалов за год - это, к сожалению, норма».

Двойников долой

Продавцы и международные производители договорились, что торговые сети будут снимать с полки товары, если их дизайн схож до степени смешения с известными марками. Речь идёт только о продукции тех иностранных компаний, которые остались в России. 

Маркетинговые наблюдения показывают, что торговые сети создают свои собственные торговые марки, форма, цветовая гамма упаковки, шрифты в названии которых вызывают у потребителей ассоциации с известными брендами. Хотя название продукции разное, внешнее сходство дезориентирует людей. Речь идёт о так называемых паразитных копиях, которые на полке часто оказываются рядом с оригиналом.

«Мы сталкиваемся с тем, что недобросовестные участники рынка используют элементы упаковки популярных брендов, которые узнаваемы у потребителей. В первую очередь это форма и цветовые решения, это путает людей при покупках, - отметила глава Института развития предпринимательства и торговли Наталья Назарова. - Часто потребители понимают, что купили не тот товар, уже пос­ле приобретения. Интересно, что отечественные производители не сталкиваются с такой проблемой. Беда в том, что потребители могут быть консервативными и отдавать предпочтение товарам популярных брендов. Некоторые сети пытаются воспользоваться ситуацией и предложить покупателю свою торговую марку с похожей упаковкой, но по более выгодной цене, наживаясь таким образом на хорошей репутации конкурентов».

Елена ЮМАНОВА.