Отдых со вкусом крымского

7 Февраль 2023 404
Многие едут в Крым, чтобы отведать местных фруктов, вкусовые качества которых гораздо выше, чем у импортных.
Многие едут в Крым, чтобы отведать местных фруктов, вкусовые качества которых гораздо выше, чем у импортных. Фото Анны Кадниковой.

В этом году отели и санатории Южного побережья Крыма увеличат объёмы закупок продуктов крымских производителей. Более ста предприятий санаторно-курортного сектора и сельского хозяйства заключили предварительные прямые контракты на поставку молочной продукции, фруктов, овощей, соков, круп, макаронных, хлебобулочных и колбасных изделий, мяса и морепродуктов. Удивительно, что вопрос сотрудничества аграрной и рекреационной отраслей стали интенсивно прорабатывать только сейчас, ведь спрос на крымские продукты со стороны отдыхающих был высоким всегда.

У каждого российского региона есть свой уникальный вкус. Говорим «Тула» - и тут же вспоминаем о пряниках, «Астрахань» - подразумеваем арбузный сок и речную рыбу, «Камчатка» - красную икру и рыбу морскую. На языке туризма это называется гаст­рономическая составляющая отдыха.

- Мы все привыкли, путешествуя по России, пробовать локальные продукты. Так мы знакомимся с регионом и его культурой, - комментируют в пресс-службе Министерства курортов и туризма РК. - Так же здорово и полезно, когда наши гости, отдыхая в Крыму, питаются свежими качественными крымскими продуктами, которые известны всей стране и зачастую являются брендами региона. Это должно быть экономически выгодно, потому что минимизированы логистические затраты, и правильно с точки зрения маркетинга, так как это дополнительный элемент продвижения региона.

Самым известным и популярным крымским продуктом, безусловно, является ялтинский лук. Дальше по частоте упоминаний: помидоры, огурцы, камбала, сарган, барабуля, мидии, мясо рапаны и абрикосы. Местные фрукты и овощи - вообще отдельная строка в планах на отдых любого, кто приезжает в Крым. Их слава гремела по всей стране ещё во времена СССР. Нынешний президент Национальной гильдии шеф-поваров России Александр Филин вспоминает, что когда он работал поваром в советском посольстве в Нидерландах, министр сельского хозяйства Союза Валентин Месяц привёз крымские огурцы. Когда овощи вытащили из упаковки, по коридорам пошел такой аромат, что работники посольст­ва стали аплодировать. С тех пор прошло почти полвека, но качество крымской сельхозпродукции по-прежнему высоко, считает именитый шеф-повар.

- Многие гости, приезжая в крымские отели, в первую очередь спрашивают, местные ли продукты подают в средствах размещения, - рассказывает исполнительный директор ассоциации «Туристический альянс Крыма» Светлана Возная. - Овощи и фрукты иностранных производителей туристы могут поесть и дома. И, безусловно, тот же крымский персик сильно отличается от того, который был выращен, например, в Турции. Благодаря появлению на полуострове большого количества малых производств, у крымских отель­еров есть большой выбор, где купить хорошие сыры, чай, мёд, морепродукты, рыбу, джемы, конфитюры и прочие продукты для своих гостей. Однако пока остаётся открытым вопрос себестоимос­ти использования в рационе мест размещения продуктов местного производства.

В Крыму появляется всё больше предприятий, которые производят деликатесную группу продуктов, востребованную среди средств размещения высокого класса. Однако для массового сегмента гостиниц - мини-отелей, пансионатов, гостевых домов - такая продукция интереса не представляет: слишком высока себестоимость, а значит, и цена для гостей. При этом основной контингент тех, кто отдыхает в таких средствах размещения, - люди с достаточно скромным бюджетом.

- Потребление отельерами крымских продуктов я бы назвал достаточно скудным. Многие предприятия отдают предпочтение более дешёвым товарам, - констатирует владелец гастрофирмы, производящей молочную продукцию и сыры, Денис Ваньжа. - Например, вместо натурального сыра закупают некий белковый продукт импортного производства. Но сейчас ситуация такова, что эта прежде бюджетная продукция существенно подорожала, а цена на натуральное молоко изменилась не столь значительно. Поэтому теперь, при практически равном ценовом уровне, у крымских производителей больше шансов наладить поставки в местные отели и санатории.

Крымские производители объясняют высокие цены на свою продукцию её натуральностью. Например, закупка молока для перерабатывающих предприятий республики сегодня идёт по цене 40 рублей за литр. Соответственно, при столь высокой стоимости сырья молочные продукты, в особенности сыр, не могут стоить дёшево.

Ещё одна проблема - логистика. Минкурортов полагает, что покупая крымское, отельеры смогут сэкономить на доставке. Но это касается только тех предприятий, которые заказывают сразу крупные партии. Если речь идёт о небольшом заказе - формате, актуальном для малых средств размещения, - его доставка даже в пределах полуострова нерентабельна и производителю, и покупателю. 

- Малые отели покупают продукты в небольших объёмах, но для них тоже очень важна свежесть. Значит, закупки приходится делать практически каждый день, - говорит Светлана Возная. - Фермеру, например, из Джанкойского района невыгодно ежедневно возить продукцию на другой конец полуострова такими маленькими партиями. В связи с этим есть необходимость создавать региональные логис­тические центры. В западном Крыму уже разрабатывается соответствующий инвестицион­ный проект.

В этом регионе сосредоточено большое количество санаториев, которые работают круглый год. Логистический центр будет принимать продукты от производителей со всего полуострова и распределять их среди заказчиков - предприятий курортной отрасли.

Елена ЮМАНОВА.