Жизнь, отданная стране

25 Январь 2023 958
Зоя Воскресенская.
Зоя Воскресенская. Фото из открытого источника.

В конце минувшего года страна, ставшая Родиной для большинства читателей, да и газеты, как минимум в названии «Крымская правда» (предшественники «Таврическая правда», «Крымский Коммунист» и «Красный Крым» - постарше), отметила бы столетие. 31 год назад Советский Союз исчез с карты мира, но мы с помощью читателей вспоминаем тех, кто был гордостью страны, стараемся узнать незнакомое о знакомых, какие-то неизвестные и ранее закрытые факты о людях, что всегда на виду, и о тех, кто оставался в тени… «Зойка и её дядюшка Саня», «Папина вишня», «Сердце матери», «Повести и рассказы о Ленине», «Девочка в бурном море» и другие. Любимые детские книги, по многим из которых сняты фильмы, а для взрослых - «Бабушка Параскева» и двухтомник «Консул»… За два десятилетия добрые и мудрые книги этого члена Союза писателей СССР опубликованы тиражом в почти 22 миллиона экземпляров, гонорар автор перечисляла детским домам… А когда её не стало, то на прощании вышел конфуз: читатели, литераторы недоумевали, что на Новодевичьем, у могилы, делают генералы КГБ и МВД, рота почётного караула, откуда прощальные залпы ружейного салюта. И внимали словам генерал-лейтенанта Павла Судоплатова, коллеги и друга, говорившего, что она «не только мастер пера, но и мастер разведки». Зоя Воскресенская (к девичьей фамилии она добавляла Рыбкина - по мужу, тоже мастеру разведки, трагически погибшему в 1947-м), лауреат Государственной премии СССР за литературу, кавалер двух орденов Красной Звезды и других, полковник.

Родом из детства

В апреле, 15 числа (28-го по новому стилю) 1907-го в Тульской губернии, в семье помощника начальника железнодорожной станции Узловая Ивана Павловича Воскресенского и его любимой Александры Дмитриевны родилась дочь, наречённая Зоей - старшая в семье (через три года родится сын Николай, он погибнет на фронте за год до Победы; в 1913-м ещё один сын - Евгений, тоже полковник, что в Великую Отечественную будет сапёром). Когда старшей пришло время идти в школу, главу семьи перевели в Алексин на Оке. Зоя Ивановна вспоминала «волшебный край заливных лугов с запахом полевой клубники. Берёзовые рощи и бревенчатый домик в зарослях сирени, а зимой утопающий в снежных сугробах. <> И школа… первая учительница Мария Павловна Малинина. Она приобщила к миру прекрасного, доброго. Затем было много учителей и в гимназии, и в трудовой школе, и в вечерней, но ни одного не запомнила. А Марию Павловну - на всю жизнь. <> И, конечно, мама, мама-труженица, мама-певунья, мама-товарищ наших детских игр и всяческих затей. <> Мама водила нас в берёзовую рощу слушать соловья, а зимними вечерами бабушка Степанида Ивановна рассказывала нам сказки и легенды, притчи и предания, большинство которых я потом, много позже, нашла у Толстого». Возможно, те бабушкины рассказы, уроки учительницы и повлияли на творческую натуру девочки, девушки, а писать книги - был совет и просьба мамы к уже взрослой женщине, многое испытавшей, многое увидевшей.

Красноармеец в 14 лет

Зоя Воскресенская рано повзрослела, потеряв в 1920-м папу. Пришлось им покинуть Алексин: «Двинулись в Смоленск, где у мамы были родственники. Мне, старшей, 13 лет, младшему брату - 8, маме - 33 года, замуж она больше не вышла и всю жизнь посвятила нам, детям». Вместе с мамой старшая дочь растила младших, вместе стирали бельё красноармейцам, вместе ранним утром ходили убирать биржу (огромное помещение), где через несколько часов начиналась суета ломовых извозчиков - машины тогда редкость, конные повозки в чести. Но заработанного хватало лишь на оплату съёмного жилья да скудную пищу. В то время дети чуть не потеряли и маму, голодавшую, лишь бы ребятам лишний кусочек хлеба достался. Спасла всех Зоя, как-то встретив военного, хорошо знавшего отца, она поделилась своими горестями, он помог стать красноармейцем 42-го батальона войск ВЧК (Всероссийской чрезвычайной комиссии) Смоленской губернии. 14-летняя девочка очень радовалась, что назначили библиотекарем батальона и уже она, как когда-то школьная учительница, прививала другим уважение к книгам. Затем был комсомол, работа в колонии малолетних правонарушителей, работа на заводе, создавала пионерские отряды и боролась с неграмотностью у взрослых.

Первая любовь и замужество - комсомольский активист Владимир Казутин, брак был недолгим, но зато родился у будущей разведчицы первенец - Володя. Зою Воскресенскую (в память о папе она не меняла фамилию) направили в Москву, работать в Педагогическую академию имени Надежды Крупской, оттуда перевелась машинисткой в транспортный отдел ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление, позже НКВД, МГБ, КГБ…) на Белорусском вокзале, потом там же работала библиотекарем. Возможно, там на неё, целеустремлённую, серьёзную, и обратил внимание Иван Чичаев, один из первых разведчиков Союза, пригласил работать в Иностранный отдел ОГПУ. Через время на Лубянке (так, по месту нахождения здания на Лубянской площади в Москве, называют у нас органы госбезопасности) уже коммунистке Воскресенской предложили перейти на оперативную работу. Ускоренные курсы немецкого языка, который выучила в совершенстве, стажировка… И четверть века, отданные разведке, стране.

Записка о войне

Первая командировка - в Харбин, с мамой и маленьким сыном (он тоже помогал, гуляя, высматривал чужих вдоль полотна Китайско-Восточной железной дороги - в будущем тоже разведчик, в космической сфере, радиоинженер), где часто устраивали провокации маньчжурские милитаристы. Секретные задания Москвы Зоя Ивановна выполняла, работая под прикрытием нефтяного синдиката - заведующая отделом. Затем Латвия, к немецкому языку добавились английский, финский, шведский, а ещё прекрасное знание этикета и великосветских манер, словно не из рабочей семьи была, а дворянка в нескольких поколениях. И вновь служба, разведка в Европе, руководство Иностранным отделом ОГПУ в Ленинграде, приказ выехать в Финляндию, в Хельсинки…

Официально там она была руководителем гостиницы «Интурист» от представительства СССР, неофициально - заместителем резидента, осуществляла связь с агентурой. Резидентом был недавно прибывший Борис Рыбкин, официально - новый консул СССР в Финляндии, неофициально - кадровый офицер разведки. Вначале они не сработались, Зоя Ивановна даже просила Москву, Центр, отозвать её. Но был приказ - помогать, остаться. И вскоре они поженились, получив добро руководства. Одиннадцать лет счастья и служба Советскому Союзу.

Увы, Борису Аркадьевичу, уже временному поверенному в делах СССР в Финляндии, не удалось убедить руководст­во той страны заключить с нами оборонительный договор, чтобы не допустить в Финляндию германских фашистов - шла Вторая мировая. Договориться не смогли, в конце осени началась уже война с белофиннами - советско-финская. Супругов отозвали в Москву. Он - начальник отдела в Главном управлении государственной безопасности Наркомата внутренних дел, после начала Великой Оте­чественной - разведчик, под прикрытием советника посольства в Швеции. Она - ведущий аналитик управления, начальник Германского отдела советской внешней разведки, человек, что систематизировав и проанализировав информацию, полученную от наших резидентов, 17 июня 1941-го подготовил руководителю страны Иосифу Сталину аналитическую записку о том, что война с Германией начнётся в ближайшее время. Но тогда доводы не были услышаны…

В Зое Воскресенской, спасавшей беспризорников, работавшей в Европе под псевдонимами «мадам Ярцева», «Ирина», писавшей светлые книжки, удивительным образом сочетались мужество (когда в пожилом возрасте ей сказали, что не сможет ходить, пересиливала боль, тренировалась, поднялась, пошла) и мудрость (главное правило семьи: «не понравилось - промолчи, понравилось - обязательно похвали»), целеустремлённость и преданность Родине. О её службе во время войны, трагедии с любимым, защите начальника управления НКВД Павла Судоплатова и «ссылке» за это в Воркутинский лагерь - в следующем выпуске рубрики.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.