Крылатые качели летят, как хотят?

11 Январь 2023 1083
Советские аттракционы делались на совесть и потому в плане безопасности дадут фору большинству новоделов.
Советские аттракционы делались на совесть и потому в плане безопасности дадут фору большинству новоделов. Фото Анны Кадниковой.

Несчастные случаи на аттракционах, к сожалению, не редкость. Статистики о происшествиях за 2022 год ещё нет, но в 2021-м, по данным Общероссийского народного фронта, их было полторы тысячи. Если посмотреть новостную повестку, становится очевидным, что прошлый год в плане происшествий на аттракционах тоже был отнюдь не спокойным.

Новый порядок

Так, в городском парке Орла 17-летняя девушка сорвалась с карусели «Орбита» и погибла. В Нижнем Новгороде две девочки получили переломы, катаясь на «Бумеранге». Когда аттракцион остановился, подростки начали выходить с него, но вращательный механизм вновь заработал. В Ставрополе поломавшаяся карусель крутила детей полчаса. В Калининграде катание на аттракционе закончилось травмами для 11-летней девочки, её мамы и оператора сооружения. В Санкт-Петербурге в парке «Диво Остров» семилетний мальчик упал с горки высотой 2,5 метра и получил переломы и ушибы.

В России на сегодня насчитывается около 15 тыс. механизированных аттракционов. До 2018 года за их безопасность не отвечал никто. Затем приняли закон, возложивший эти полномочия на региональные власти: установку и эксплуатацию развлекательных сооружений контролируют местные отделения Гостехнадзора. Если кто-то хочет открыть парк развлечений с аттракционами, он должен предоставить туда заключение специально аккредитованной организации. Оно свидетельствует, что устройства не представляют опасности для людей. Раз в год следует проходить повторную техническую проверку.

При этом 1 декабря 2022 года в Крыму вступил в силу новый порядок размещения аттракционов. В числе прочего документ упрощает правила надзора за временными и легковозводимыми развлекательными конструкциями.

- Суть в том, что раньше в перечень аттракционов входили не только стационарные механизмы, но также батуты, горки и прочие временные и легковозводимые конструкции, - объясняет начальник Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники РК - главный государственный инженер-инспектор республики Алексей Игнатенко. - Сейчас появилась жёсткая градация, в соответствии с которой под регистрацию не подпадают аттракционы с ничтожно малой степенью потенциального механического риска. Но пакет документов, разрешающих их работу и подтверждающих безопасность, у собственника всё равно должен быть.

Надзор по факту происшествия

Долгое время в Крыму под регистрацию попадал очень большой перечень аттракционов. Теперь введена их градация и регистрация требуется далеко не для всех. Так, если раньше в республике было зарегистрировано около 2,2 тыс. аттракционов, то теперь регистрация требуется только для 217 из них. Такой подход в целом по России действует ещё с 2020 года. Теперь и в Крыму правила организации работы развлекательных конст­рукций стали такими же, как по всей стране. 

Конечно, введённое новшество вызывает определённую тревогу. Даже если риск несчастного случая ничтожно мал, он, тем не менее, не исключён полностью. Между тем, согласно новому порядку, аттракционы, не подлежащие регистрации, не подлежат и регулярному надзору. 

- Проверка может проводиться нами по факту какого-то происшествия либо в качестве привлечённых специа­листов, сопровождающих правоохранительные органы. Если по её итогу мы убедимся, что имелись нарушения, можно будет привлечь нерадивых эксплуатантов к ответственнос­ти, - говорит Алексей Игнатенко. - Но хочу заметить, что если какие-то аттракционы не подлежат регистрации, правила безопасной эксплуатации для них никто не отменял. И ГОСТы, предписывающие это, тоже едины.

Миллион штрафа или срок

- Надо сказать, что несчастных случаев на аттракционах в Крыму минимальное количест­во. Например, за весь прошлый год был зарегистрирован всего один, - отмечает главный государственный инженер-инспектор. - Нужно понимать, что в таком виде деятельности определённое количество несчастных случаев будет всегда. Но по одному в год, на мой взгляд, - это очень позитивная статистика. Для сравнения: в регионах материковой части страны случается в среднем по два несчастных случая каждый месяц, а то и неделю.

По словам Алексея Игнатенко, раз аттракцион работает, посетители могут быть уверены в том, что он не опасен. Подтверждением этому является регистрационный знак - размещённая на видном месте металлическая дощечка с цифрами. Номер регистрации представляет собой четырёхзначное число. Также рядом с каждой каруселью её владельцы обязаны установить стенд с информацией, на какой возраст, рост и вес она рассчитана. Кроме того, перед входом на аттракцион должна быть размещена информационная табличка, содержащая сведения о дате последней ежегодной проверки с указанием организации, которая её проводила. Если акт технического состояния был выдан больше года назад, безопасность конструкции никто не гарантирует.

- Поскольку требования к безопасности аттракционов достаточно обширны, их несоб­людение влечёт привлечение к административной ответственности. Например, несоблюдение правил пожарной безопасности, законодательст­ва о санитарно-эпидемиологическом благополучии влечёт наказание в виде штрафа до миллиона рублей либо приостановления деятельности - в зависимости от последствий, - рассказывают в пресс-службе Прокуратуры РК. - Предусмот­рена также уголовная ответственность за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. В этом случае возможно наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.

Елена ЮМАНОВА.