Владеют компьютером, но меньше общаются

24 Май 2023 613
Ирина Гребенникова.
Ирина Гребенникова. Фото Анны Кадниковой.

Нарядные платья, по-взрослому строгие костюмы, последний танец в школьных стенах, ленты с торжественной надписью «Выпускник». Всё это осталось позади для тех, кто в нынешнем году закончил школу, - в Крыму прозвенел последний звонок. В каждом поколении дети разные: меняются интересы, взгляды, образ жизни. Но неизменным остаётся то, что школьные годы - один из самых ярких и незабываемых периодов в жизни. О том, чем радуют и удивляют современные дети, о проблемах и успехах крымской системы школьного образования мы говорили с директором МБОУ «Гимназия №1 им. И. В. Курчатова» Ириной ГРЕБЕННИКОВОЙ.

- Насколько сегодняшняя система школьного образования готовит детей к взрослой жизни, к освоению профессии?

- Я убеждена, что школьные годы - это не период подготовки к жизни, а её важная часть. Школьную жизнь все проживают по-разному. Эти годы - первый жизненный опыт, время взросления, постоянного узнавания чего-то нового, первой влюблённости и переживаний, первой победы. Поэтому школа готовит не к жизни, а к тем испытаниям, которые будут появляться на других её этапах. Чтобы с ними справиться, дети должны овладеть базовыми знаниями. Это даст ребятам возможность после школы обучаться там, где они захотят. 

На школьном этапе мы знакомим ребят с различными профессиями. Причём не только в теоретическом формате, а максимально приближённо к практике. Дети посещают предприятия, встречаются с представителями различных профессий, готовят проекты совместно с научно-исследовательскими институтами, с колледжами. Например, когда строился Симферопольский аэропорт, мы возили туда наших учеников, чтобы показать, как идут работы, приобщить их к культуре строительства. Стараемся пробудить интерес ребят к инженерным профессиям, которые сегодня очень востребованы.

Кроме базовых знаний, безусловно, важна система воспитания. Период школьной жизни - это время, когда происходит становление личности, формирование той шкалы ценностей, которая впоследствии будет определять жизненный путь.

- В процессе и обучения, и воспитания ключевую роль играет учитель. Не секрет, что Крым, как и другие регионы нашей страны, испытывает дефицит педагогических кадров. Для вашей школы эта проблема актуальна?

- Действительно, в России сейчас не хватает более 250 тыс. учителей. Это серьёзный дефицит. Аналогичная проблема есть и в Крыму, и в частности, в Симферополе. И наша школа не является исключением. Но мы стараемся с этой проблемой справляться. В частности, сотрудничаем с Крымским инженерно-педагогическим университетом и Педагогическим колледжем. Принимаем студентов, начиная с самой первой практики - это учащиеся первых-вторых курсов. Впоследствии мы ведём таких ребят вплоть до диплома. То есть, готовим учительскую смену, начиная со студенческого возраста, предоставляя будущим педагогам возможность попробовать себя в профессии. При этом их обязательно курирует наставник.

А в этом году в Симферополе, благодаря инициативе управления образования, было проведено необычное мероприятие. На базе нашей гимназии выпускники КИПУ давали открытые уроки, на которые были приглашены руководители школ. Ребята получили возможность продемонстрировать себя учителями, а директора - пригласить их на работу. Мероприятие прошло весьма успешно, и мы планируем практиковать подобное в будущем. 

- Как вы считаете, профессия учителя интересна нынешней молодёжи?

- Судя по тому, что в вузах нет вакантных мест, в профессию молодые люди идут активно. Думаю, не последнюю роль в её популяризации сыграли предлагаемые государством меры материальной поддержки. Есть федеральная доплата в размере 5700 рублей и муниципальная - 5000 рублей. То есть, говорить о том, что молодые специалисты сетуют на маленькую зарплату, уже не приходится. Конечно, начиная работать в школе, они испытывают определённые трудности. Но это случается с молодыми специалистами в любой профессии. К тому же помощь наставников позволяет сократить адаптационный период. 

- Тем не менее получается, что основная трудность не в том, чтобы подготовить молодых педагогов, а в том, чтобы удержать их в школе. Есть ли способы мотивировать начинающих учителей оставаться и развиваться в профессии?

- Во-первых, те, кто пришёл работать в школу, уже показали, что они всерьёз настроены работать учителями. От нас требуется этот настрой поддержать. И если город и рес­публика обеспечивают молодому специалисту финансовую мотивацию, то от директора коллектива зависит моральная и эмоциональная поддержка. Нужно дать начинающему педагогу возможность проявить себя, сделать так, чтобы он не утонул в документах, которые должен вести учитель, чтобы эта сос­тавляющая работы не уменьшила педагогический пыл. Ребята приходят на работу с горящими глазами, но нужно позаботиться о том, чтобы этот энтузиазм не пропал из-за неудач.

Чтобы поддержать молодых специалистов, мы проводим для них встречи с наставниками, у которых есть продолжительный педагогический опыт. Они помогают молодому поколению в составлении учебных планов, в проведении уроков, а кроме этого учат взаимодействовать с родителями и детьми. Дело в том, что одна из причин, по которой молодёжь через какое-то время работы в школе начинает испытывать профессиональный кризис, - несоответствия вложенного труда конечному результату. Наставники учат молодых педагогов избегать и даже предупреждать возникновение конфликтных ситуаций, которые, к сожалению, бывают. 

Внутреннюю мотивацию повышают и профессиональные конкурсы, которые проводят городское управление образования и информацион­но-методический центр. Благодаря им, молодые специалис­ты могут показать свои педагогические умения, профессио­нальные находки. В целом, я считаю, что по крайней мере в Симферополе созданы все условия, для того чтобы молодёжь задерживалась в школах. Начиная с материальных и заканчивая мотивационными.

- А вы, когда начинали работать педагогом, переживали профессиональный кризис?

- Бывает, что учишь, рассказываешь, объясняешь, стараешься донести до каждого, растолковать, проработать. Казалось бы, все всё поняли, а, например, на контрольной получается низкий результат. Первая эмоция в такие моменты - усилия были напрасны. Бывает, и отчаянье берёт. Но такие ситуации являются побуждающим фактором для профессионального развития, методического роста.

- Если сравнивать современных детей с детьми лет 20 назад, что вас сейчас в них радует, что есть, чего раньше не было?
И что, наоборот, настораживает, на что стоит обращать больше внимания?

- Конечно, за это время изменилось всё. 20 лет назад дети жили совсем в другой обстановке, в другом темпе. Нынешние школьники свободно владеют компьютером, без труда добывают информацию из интернета и разбираются с электроникой быстрее, чем люди старшего возраста. Это, безусловно, радует. Как и то, что современные дети способны понять, принять и использовать информацию в очень высоком темпе. Это поражает. Но один из побочных эффектов современного образа детской жизни - они гораздо меньше общаются со сверстниками. Сейчас мы редко видим ребят, обсуждающих в компании какой-то вопрос или, скажем, просмотренный фильм. Даже девчонки меньше секретничают между собой. 

Кстати, чтобы привить ребятам навыки общения, мы устраиваем просмотры фильмов - классики, которая соответствует программе по русской литературе. После просмотра дети обсуждают увиденное. Также устраиваем походы, поездки, конференции, викторины. То есть, со своей стороны школа старается увеличить долю живого общения, развивать коммуникативные навыки в молодом поколении.

Елена ЮМАНОВА.