Эпоха вождя

Это была именно эпоха: разная, сложная, с великими свершениями и великой Победой, с репрессиями и трудностями, со страхом и мужеством. Эпоха, которая и теперь вспоминается: одними - с неприязнью, другими - с благодарностью… Так повелось, что в нашей стране, какое бы имя она ни носила и какую бы площадь ни занимала, всегда должен быть вождь… Тот, кому верят, при ком относительно спокойно, чьё имя ведёт вперёд. За более чем тысячелетнюю историю этой земли таких было немного. И немногим, как нынешнему президенту Владимиру Путину, удалось перешагнуть 20-летний рубеж управления государством: остались в памяти Руси-России князь Владимир Святославович - Красно Солнышко, крестивший эту землю, и Ярослав Владимирович Мудрый; Святополк Изяславович и первый венчанный царь Иван IV Васильевич Грозный; первый в династии Романовых - Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович Тишайший; Пётр Первый Алексеевич - Великий и Елизавета Петровна; Екатерина Вторая Алексеевна - Великая и Александр Первый Павлович - Благословенный; Николай Первый Павлович и Александр Второй Николаевич - Освободитель; Николай Второй Александрович - последний император России… Из советских лидеров бесспорный рекорд правления принадлежит Иосифу Виссарионовичу Сталину, по сути, вставшему во главе молодой страны в 1922-м, за 8 месяцев до образования большого СССР. Эта эпоха, эпоха вождя, окончилась 70 лет назад, 5 марта 1953-го. Вспомним.
От семинарии к большевизму
Он родился в Гори Тифлисской губернии 6 декабря (по старому стилю) 1878-го (по иным данным - на год и три дня позже), мама, Екатерина Георгиевна Геладзе, была сезонной рабочей, а отец, Виссарион Иванович Джугашвили, сапожником. Маленький Сосо, как называла его мама, - единственный из детей семьи, кому суждено было выжить: впрочем, трудно - отец постепенно спивался, поднимал на жену руку, мальчик старался заступиться и тоже получал, а ещё его в детстве сбил фаэтон, оставив навсегда повреждённой руку, и от оспы на лице остались отметины… Но выжил, закалился обстоятельствами, уличными стычками, выучил русский язык с помощью детей священника Христофора Чарквиани, ведь изначально говорил только на грузинском. И по просьбе мамы поступил во второй подготовительный класс Горийского духовного училища. Затем была Тифлисская духовная семинария, где стал отличником по всем предметам, особенно предпочитая богословие, греческий, математику, и стихи писал… А потом Иосифа отчислили с пятого курса - увлёкся идеями революции: подрабатывал вычислителем в физической обсерватории, частными уроками, но политика затягивала.
За 17 лет молодой большевик прошёл путь от организатора первой городской рабочей маёвки до наркома по делам национальностей в Совете народных комиссаров (правительстве) РСФСР. Научился быть жёстким и непримиримым, прошёл аресты и ссылки, потерял отца Виссариона Ивановича и любимую венчанную жену Екатерину Семёновну Сванидзе, подарившую ему первенца Якова (малыш воспитывался у тёти - Александры Монаселидзе). Потом были новые потери - вторая любовь Надежда Сергеевна Аллилуева, оставившая сына Василия и дочь Светлану, мама Екатерина Георгиевна, друзья… Но стойкости и мужества руководителю государства, ставшему в 1922-м генеральным секретарём (после должность называлась просто секретарь) ЦК ВКП(б) - КПСС, потом председателем Совнаркома (Совета Министров) страны, не занимать. Очевидцы вспоминали, что растерялся только раз: 22 июня 1941-го, понимал, что несмотря на подписанный пакт о ненападении, фашистская Германия вступила в войну против СССР, но, как и все, не хотел в это верить.
«За Родину! За Сталина!»
Может, потому и обращение к народу о начале войны, такие нужные слова «Победа будет за нами!» 22 июня 1941-го произнёс не руководитель страны, а, по его просьбе, нарком иностранных дел Вячеслав Михайлович Молотов… Но потом 63-летний Иосиф Сталин смог собраться, мудрый, нашёл единственные слова, что помогли сильнее сплотить народ на борьбу. Как во все времена на Руси: «Товарищи, граждане, братья и сёстры, бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!». И «Вперёд, за нашу Победу!». А ещё, как вспоминали знакомые фронтовики, шедшие в бой «За Родину! За Сталина!», их на фронте (как и всех в стране, в тылу, в оккупации) согревала мысль, что вождь, которому верили, нарком обороны, верховный главнокомандующий, не уехал вместе с правительством в эвакуацию, а находился в Москве, в нескольких десятках километров от передовой. И его родные сыновья, Яков и Василий, приёмный Артём (сын погибшего товарища по партии Фёдора Сергеева), не прятались от войны, а достойно сражались с врагом. «Иди и сражайся», - напутствовал он их, и, как ни больно было отцовскому сердцу, отказался потом обменять на немецкого фельдмаршала Фридриха Пау-
люса старшего сына, Якова Джугашвили, что раненым, при выходе из окружения, оказался в плену. И гибель его геройскую в концлагере пережил. Знал: сын не предал Родину…
«Чуть седой, как серебряный тополь,/ Он стоит, принимая парад./ Сколько стоил ему Севастополь?/ Сколько стоил ему Сталинград?<>/ Как высоко вознёс он Державу,/ Мощь советских народов-друзей./ И какую великую славу/ Создал он для Отчизны своей», - слова поэта Александра Николаевича Вертинского, под которыми могли бы тогда подписаться миллионы, считавшие Иосифа Сталина, как писали ему в 1935-м крымчане, «родным великим вождём и мудрым учителем». Премьер-министр Великобритании Уинстон Спенсер Черчилль говорил: «России очень повезло, что когда она агонизировала, во главе оказался такой жёсткий военный вождь. Это выдающаяся личность, подходящая для суровых времён. Человек неисчерпаемо смелый, прямой в действиях, хладнокровно мудрый. Подлинно великий человек, отец своей страны, победоносный защитник во время войны». И фронтовики говорили, что «если бы не Сталин, мы вряд ли такую войну выиграли. Без его дальновидных патриотических решений мы бы не одолели врага, которому тогда вся Европа покорилась». И страну, и Европу освободили, за десять наступательных операций 1944-1945-го, «сталинских ударов», как писали в газетах.
До и после
Его не стало внезапно 5 марта 1953-го. Накануне выбрали депутатом нескольких горсоветов в республиканских союзных столицах и депутатом Крымского областного, ждали привычного, сталинского, весеннего постановления о снижении цен (сразу после войны начали, ежегодно)… А вместо этого в газетах траурная рамка и сообщение, что эпоха вождя окончилась «в 9 часов 50 минут вечера после тяжёлой болезни». И жизнь страны разделилась на «до и после», как когда-то в 1941-м. Кто-то, чего скрывать, обрадовался, но большинство всё же искренне плакало…
«До», вместе со Сталиным, - это жизнь великой страны, ознаменованная, прежде всего, великой Победой. Великая Отечественная и советско-японская войны, выстраданный, заслуженный, щедро оплаченный кровью и болью, мир. И сталинская боль там была огромная, отцовская, за всю страну, за сына - нестерпимая, мужественно выдержанная. «До», вместе - это, когда «взял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой». Прорывы в машиностроении, сельском хозяйстве, развитии страны в любых отраслях, и новые территории, Бессарабия, Западная Украина, и начало эры телевидения, и первые шаги к освоению космоса, и наработки для будущего Северо-Крымского канала, несущего полуострову воду с материка, и покорение мирного атома… А ещё жизнь «до, вместе» - это, увы, и жуткие годы репрессий, когда неосторожного слова, взгляда, доноса часто было достаточно, чтобы появился «чёрный воронок» и клеймо «враг народа». Когда разбирались, как в случае с будущим Маршалом Советского Союза Константином Константиновичем Рокоссовским, когда…
Жизнь «после» Сталина - это всего лишь 38 лет ещё существовавшей великой страны. И прекращение весеннего снижения цен, и продолжавшиеся, по народной инерции, рост и развитие, постепенное падение в перестройку и национальные конфликты. И Крым, который вождь в 1945-м сохранил для России, не поддавшись уговорам американского лидера Франклина Делано Рузвельта, - спустя 9 лет полуостров стал в составе иной республики, потом иной страны, с трудом вернувшись спустя годы. И развенчание якобы «культа личности», и ночной вынос тела из Мавзолея, и переименование легендарного города-героя Сталинграда… И пришедшее со временем понимание, что при всех перегибах страной руководила Личность, Вождь, сумевший удержать государство в трудные годы создания на руинах Российской империи. Сумевший собрать воедино и вдохновить на борьбу с внешним врагом, фашизмом тех, кого разделила когда-то Гражданская война. Сумевший доказать миру, как во все времена, что наша земля - великая держава. Спустя семь десятилетий можно по-разному относиться к этому человеку, в каких-то семьях есть основания ненавидеть, в каких-то чтить, кто-то из молодых вообще не знает, «такого» Иосифа Виссарионовича Сталина. Но, без сомнения, это история, и точные слова в декабре 1955-го написали в «Крымской правде» - «вся его жизнь - вдохновляющий пример беззаветного служения трудовому народу».