Сергей Любимов: Технические виды спорта нуждаются в системной поддержке

31 Январь 2023 680
Сергей Любимов: «Технические дисциплины - это не только спорт, а целая культура».
Сергей Любимов: «Технические дисциплины - это не только спорт, а целая культура». Фото из открытого источника.

Любители экстремального управления на виражах любят повторять: «Гонки - это жизнь. Всё, что происходит до или после них - всего лишь ожидание». В крымском авто- и мотоспорте оно порядком затянулось, однако в нынешнем году календарь мероприятий должен порадовать любителей технических дисциплин сразу несколькими знаковыми мероприятиями. Больше о них мы поговорили с президентом профильной республиканской федерации Сергеем Любимовым.

- Сергей Николаевич, если делать срез главных вопросов любителей технических дисцип­лин за последний год в Крыму, то самым повторяющимся будет один - где гонки? 

- Вы правы в том, что спрос на мероприятия такого толка больше, чем мы могли дать в последнее время. Но надо понимать, что на то имелись объективные причины, начиная ковидом с логистикой и заканчивая большим количеством согласований и обязательных бюрократических процедур. 

- Согласования и бюрократия - понятия обширные…

- Как, собственно и список тех документов, которые мы должны собрать для проведения официального старта. Попробую немного объяснить. Если очень тезисно, то план любого мероприятия должен быть подкреплён подачей ранней заявки в профильное министерство. То есть, на текущий год мы подавали ещё в прошлом, при формировании календаря.  До этого документ должен был пройти этапы согласования с местными органами власти, полицией. Со всеми графиками движения. Затем переходим к медицинским моментам, структуре МЧС, подготовке судей и огромному количеству технической документации. Мы заранее готовим план около двух месяцев без окончательного понимания того, насколько мероприятие будет востребованным. И это проблема. У нас катаются в первую очередь энтузиасты, фанаты своего дела. Практически у каждого из них есть основная работа, жизненные моменты и им иногда просто не до гонок.  

- Что вы собираетесь изменить в этом году? 

- Во-первых, мы увидели хороший спрос от наших любителей авто- и мотодисциплин. Во-вторых, учли все, скажем так, основные вопросы по резервации гоночных дорог на конкретные даты. В итоге, получился достаточно насыщенный календарь. В него входят четыре горные гонки, приплюсуем сюда два профильных мероприятия в Севастополе. Там традиционно наша федерация принимает участие в организации рет­ро-ралли знаменитой серии «Нахимов». Если разобрать помесячно, то, кроме июля и августа, у нас всё занято под авто и мотомероприятия. Считаю, это достойный показатель. 

- А если всё же посмотреть на технические дисциплины не как на хобби, а как на спортивный трамплин - реально ли полуострову воспитать свою звезду и что для этого нужно?   

 - Конечно, реально. Но для этого должно быть общее понимание. Наши виды спорта носят имиджевый и профессио­нальный характер. Гонщики (если речь о профессиональном подходе) приходят в дело с двух-трёх лет. Для того чтобы обучить его с детского возраста пониманию движения и скорости, есть специализированные школы картинга. У нас, к сожалению, такой инфраструктуры нет. Дальше подрастающему спортсмену дают стабильную соревновательную нагрузку разного уровня. Это многочисленные поездки, траты, амбиции. Потом его замечает команда. Их в мире много. Талант, который развивался вот так системно, свою команду точно найдёт. Но дальше уже она, оценив перспективу и тысячи других нюансов, подпишет контракт и будет полностью платить ему зарплату, оплачивать поездки на старты, давать прочие блага жизни. Пока в Крыму мы на это рассчитывать не можем.  На материковой части страны такие примеры есть. Тот же «Камаз Мастерс». Они сделали целую экосистему автоспорта. 

- Так что мешает плотно работать с материковыми коллегами? 

- Мы работаем. Просто не со всеми удаётся выстроить на данном этапе отношения из-за санкций. Тем не менее к нам многие приезжают, учитывая открытый статус соревнований на полуострове. Крым с советских времён на топ-уровне. У нас воспитано огромное количество титулованных мас­теров. Конечно же, не могу не упомянуть и о «Ялта-ралли». Ярчайшей и сложнейшей гонке, которая существовала с 80-х годов. Скажу так, у нас есть масштабный проект - суперкросс в Алуште. Уверен, что он сможет привлечь сюда звёздных гонщиков. Плюс мы проводили знаковый фестиваль технических видов спорта в Коктебеле с участием ребят со всей страны. Отзывы о нём только самые хорошие. Так что можно повторить.

- Но для этого нужна помощь. В чём конкретно? 

- Сейчас практически всё движется на энтузиазме. Больше всех нам помогает почётный президент федерации, руководитель её совета Иван Луценко. Я думаю, что организации очень повезло, что речь в данном случае идёт не о свадебном генерале, а о действую­щем гонщике с огромным количеством титулов. Многие годы он это поддерживает и делает всё, чтобы приумножить движение. Поэтому и хотелось бы, чтобы было подспорье со стороны, скажем, спортивной системы. Для этого нужно посмотреть на технические дисциплины шире обычного. Не только как на виды спорта, а, скорее, целую культуру.  Судите сами: чем больше объектов и внимания, тем выше шансы на появление профессионалов. Это титулы. Если же будут полигоны, закрытые площадки, то, уверен, «дикарей» на дорогах будет намного меньше. Таким образом, системным подходом можно изменить не только медальный набор, но и культуру поведения за рулём. А это то, что касается практически каждого.  

Беседовал Валериан ОЗЕРЯН.