От планёра к ракетам

23 Январь 2023 600
Сергей Королёв.
Сергей Королёв. Фото из открытого источника.

Если бы в конце пятидесятых - начале шестидесятых тогдашнее руководство страны было более лояльным, то он мог бы стать лауреатом международной премии имени Альфреда Нобеля, причём, впервые в истории Советского Сою­за, - дважды. Но его имя страна узнала много позже, когда он ушёл, оставив нам современное вооружение и открытый космос. Главный конструктор, К. Сергеев (иногда под этим псевдонимом выходили в главной газете страны, «Правде», его статьи (несколько раз их перепечатывало и наше издание). А Крым был в его судьбе особенным регионом - здесь он впервые сам поднялся в небо, сюда обязательно привозили всех, кто готовился, с его лёгкой руки, покорять Вселенную. В этом месяце - 116 лет со дня его рождения и 57 - с момента ухода.

Узун-Сырт

Нобелевскую премию ему хотели присудить за создание и запуск первого искусственного спутника Земли, 4 октября 1957-го, и за полёт первого космонавта Юрия Гагарина - 12 апреля 1961-го. Но в ответ на просьбу назвать имя главного конструктора глава государства Никита Хрущёв заявил: «Одного человека назвать нельзя, творцом новой техники у нас является весь советский народ». Но всё же имя у создателя ракет есть - Сергей Королёв, в его честь теперь названы улицы в Коктебеле и нескольких крымских сёлах, бюст ему, равно как и первому космонавту Юрию Гагарину, установлен в Космическом сквере, неподалёку от железнодорожного вокзала Симферополя, в Подмосковье есть город Королёв, а во Вселенной - астероид и кратеры на Луне и Марсе. Он из учительской семьи словесников Павла Яковлевича Королёва и Марии  Николаевны Москаленко, житомирцев. Стал для родных предновогодним подарком - появившись на свет 30 декабря 1906-го (12 января 1907-го по новому стилю), только вот семейное счастье оказалось недолгим: родители, перебравшись в Киев, вскоре расстались и мальчика воспитывали, в основном, родители мамы - Мария Матвеевна и Николай Яковлевич, а другом детства стал дядя Василий (Васюня). Вместе с ними будущий дважды Герой Социалистичес­кого Труда и лауреат Ленинской премии однажды увидел чудо: «машину с крылышками и человека в ней, что свободно летела по воздуху». Человеком тем был Сергей Уточкин, один из первых лётчиков России, это был показательный полёт над Нежиным в июне 1911-го, полёт, который зародил в другом Сергее, маленьком мальчике, такую же любовь к авиации, как у тёзки. Научившись читать, он буквально «проглатывал» книги Жюля Верна и взрослые умные брошюры Константина Циолковского. Когда они познакомились, мечты о самолётах собственной конструкции переросли в идеи ракет. А потом в жизни  уже студента Киевского политехнического института (позже - Московского высшего технического училища имени Николая Бау­мана) появился Крым. Здесь на горе Узун-Сырт (ныне названа в честь лётчика Петра Клементьева), в Коктебеле, где есть уникальные тёплые воздушные потоки, сто лет назад начали проводить Всесоюзные соревнования планеристов. «Мне хочется крикнуть навстречу ветру, обнимающему моё лицо и заставляющему вздрагивать мою красную птицу при порывах. И как-то не верится, что такой тяжёлый кусок металла и дерева может летать. Но достаточно только оторваться от Земли, как чувствуешь: машина словно оживает и летит со свистом, послушная каждому движению руля. Разве не наибольшее удовлетворение и награда самому летать на своей же машине?!». Писал он в дневнике, когда на планёре «Коктебель», что сделал вместе с Сергеем Ильюшиным, покорял крымское небо. До этого были кружки планеристов, планёрная школа Мосавиахима, где на планёре «Жар-птица» конструкции Михаила Тихонравова сданы экзамены на звание «пилот-паритель». В сентябре 1929-го «Красный Крым», как тогда называлась наша газета, рассказывал, о «большом достижении конструкторов» - планёре «Коктебель», трёхсоткилограммовом аппарате с 17-метровым крылом, на котором лётчик Константин Арцеулов установил всесоюзный рекорд дальности парящего полёта по маршруту, ранее не доступному другим». Спустя несколько месяцев Сергей Королёв под руководством известного конструктора Андрея Туполева защитил диплом, создав лёгкий самолёт СК-4 на дальние полёты, а потом были новые полёты в Коктебеле, планёр «Красная Звезда», для выполнения фигур высшего пилотажа, -  впервые в мире сразу три мёртвые петли выполнил на нём пилот Василий Степанчонок. И реализация идеи перелётов планёров в Крым на буксире (раньше привозили по суше), для которой создан СК-9 - двухместный планёр для дальних буксировочных перелётов и полётов на дальность вдоль грозового фронта. Перед началом Великой Отечественной этот планёр Сергея Королёва переоборудовали в ракетоплан - испытывали возможность полётов на жидкостном реактивном двигателе.

«Подрыв промышленности»

Он создавал и проводил испытания крылатых ракет с пороховым и жидкостным ракетными двигателями, разрабатывал будущие баллистические ракеты дальнего действия, возможность авиационных стрельб по воздушным и наземным целям, а в июне 1938-го - арестован. Сергею Павловичу вменяли в вину «контрреволюционную деятельность и подрыв государст­венной промышленности».
10 лет исправительно-трудовых лагерей: Бутырская тюрьма в Москве, пересыльная в Новочеркасске, прииски на Колыме, «общие работы», где его чудом спас от цинги бывший руководитель  Московского авиазавода Михаил Усачёв, также отбывавший свой срок. Потом был лагерь во Владивостоке, куда конструктора перевели после направления дела на новое рассмотрение. За пересмотр дела сына начала бороться мама Мария Николаевна, её поддержали известные лётчики Валентина Гризодубова и Михаил Громов, депутаты Верховного Совета страны. Судьба хранила Сергея Королёва: когда надо было ехать в Москву, на последнем рейсе парохода «Индигирка», перед закрытием навигации, он вновь оказался в лазарете. Пароход затонул во время шторма, больше половины пассажиров погибло.

Новой тюрьмой для Сергея Павловича стала Московская специальная, срок «скостили» до 8 лет. Вместе с такими же заключёнными, изобретателем Львом Терменом, и своим бывшим научным руководителем Андреем Туполевым, разрабатывал беспилотные летательные аппараты с управлением по радио, прообразы нынешних крылатых ракет, и главные бомбардировщики будущей войны - Пе-2 и Ту-2. В Великую Отечественную перевели в тюрьму при Казанском авиазаводе, главным конструктором группы реактивных установок. Освободили досрочно в 1944-м, но реабилитации пришлось ждать ещё 13 лет, впрочем, отсутствие реабилитации  не мешало ему работать на благо страны. В 1950-м разработанная главным конструктором особого конструкторского бюро №1 баллистическая ракета, первая в мире, принята на вооружение. Спустя шесть лет появилась первая отечественная стратегическая ракета, ставшая главной в ядерном щите Советского Союза, а через год, 4 октября 1957-го, на 92 дня в космос отправлен «первый человеческий привет» - искусственный спутник. После этого Сергея Королёва наконец-то окончательно реабилитировали, осо­знав, что не мог он «подрывать государст­венную промышленность». Потом были иные спутники - геофизический и парные «электрон», помогавшие изучить радиационные пояса планеты, был «Луноход», что испытывали на полуострове (в Школьном, под Симферополем) , корабль «Восток-1» и полёт Юрия Гагарина, первого космонавта планеты - советского. «Восход-2», из которого Алексей Леонов, выйдя впервые в мире в открытый космос, увидел очертания нашего Крыма (по решению и выбору Сергея Королёва все космонавты перед полётом тренировались в Феодосии, приводняться учил Иван Юдин; а управление космическими аппаратами велось из Евпаторийского центра)…

Сергея Королёва не стало 16 января 1966-го, спустя два дня на Красной площади с государственным почестями провели церемонию, урну с прахом влюблённого в полёты талантливого конструктора,  бывшего политзаключённого по ложному обвинению, человека, что так восторгался ветром, обнимавшим его лицо в крымском небе, поместили в нишу кремлёвской стены.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.