Полуостров вождя
Он «отстоял» его перед американским президентом Франклином Рузвельтом и британским премьером Уинстоном Черчиллем в 1945-м, сложив фигуру из трёх пальцев в ответ на предложение обменять Крым. Годом ранее полуостров спасли бойцы фактически созданной им в 1918-м Красной Армии, осуществлявшие Крымскую наступательную операцию - третью крупнейшую освободительную в 1944 году. Её, как и девять иных, связывают с его именем, с тем, что и в бой тогда вело, с Родиной ассоциировалось. Он не любил полуостров-курорт, лишь 74 года назад провёл на Южном берегу почти три недели. Полуостров-созидатель, полуостров-герой уважал: в Госархиве республики хранятся его телеграммы 1944-го - «братский привет трудящимся Советского Крыма», недавно освобождённого от фашистов, собиравшего деньги на танки и самолёты для окончательной Победы. И крымчане писали ему письма, выбрали депутатом облсовета, а потом скорбно шли к его памятникам… Иосиф Джугашвили - Сталин. По новым данным он родился 6 (18 по новому стилю) декабря 1878-го, но в Советском Союзе принята иная дата - 9 (21) декабря 1879-го.
Семинарист и флот
Единственный выживший малыш в семье дочери крепостных крестьян Екатерины Георгиевны Геладзе и крестьянского сына сапожника Виссариона Ивановича Джугашвили из Гори Тифлисской губернии Российской империи. Учился в церковной школе, талантливо пел в хоре, писал стихи и рисовал. Потом - духовное училище и семинария, увлечение марксистскими идеями и революция 1917-го. После он, взявший псевдоним Сталин, назначен народным комиссаром (по современному - министром) по делам национальностей. И всю Гражданскую войну мотался по стране, организовывая пролетариат на борьбу, подавляя заговоры и разрабатывая, руководя стратегическими победами Красной Армии, за что в 1919-м награждён орденом Красного Знамени. В 43 года стал на три с лишним десятилетия Генеральным секретарём вначале РСДРП(б), затем ВКП(б), КПСС, руководителем Великой державы, занимавшей 1/6 суши планеты.
Частью этой державы был и полуостров. Наверняка Сталин, член Реввоенсовета Южного фронта, бывал здесь в 1920-м, когда шло освобождение Крыма от белогвардейцев Петра Врангеля, но был не так известен, а потому считается, что впервые приехал в 1929-м. Наша газета, тогда «Красный Крым», рассказала об этом, поместив снимок с моряками и сообщение: «Иосиф Сталин на крейсере «Червона Украина» (бывший крейсер «Адмирал Нахимов». - Ред.) совершил переход из Сочи в Севастополь и обратно». В судовом журнале 24 июля появилась запись: «Замечательные люди, смелые, культурные товарищи, готовые на всё ради нашего общего дела. Приятно бороться с врагами в рядах таких бойцов. Желаю вам успеха, друзья с «Червоной Украины!». Вместе с наркомом Рабоче-Крестьянской Инспекции СССР Серго Орджоникидзе и наркомом по военным и морским делам Климом Ворошиловым Иосиф Сталин побывал в городе, на недавно созданной 35-й береговой батарее. Затем на крейсере (командир Николай Несвицкий), в сопровождении командующего и начальника политуправления Морскими Силами Чёрного моря Владимира Орлова и Григория Окунева (их, а также жену командующего Валентину, расстреляют спустя 9 лет, обвинив в шпионаже) прошли вдоль побережья, наблюдая учения кораблей. Их было мало, но после поездки флот, получивший в 1935-м имя Черноморский, стал строиться. Заметил это и Николай Кузнецов, тогда комроты на «Червоной Украине», спустя 10 лет - нарком Военно-Морского флота, а крейсер погиб под авиабомбами фашистов в ноябре 1941-го.
Морские пути Чёрного моря Иосиф Сталин покорял ещё дважды - в августе 1947-го и в октябре 1948-го. В первый раз на крейсере «Молотов» - из Ялты в Сочи. В Крым вождь добирался в сопровождении начальника охраны Николая Власика на авто до Харькова, потом по железной дороге до Симферополя (её, кстати, официально именовали Сталинская - по инициативе наших железнодорожников), затем снова машины - Ливадия, Ялта. Крейсером тогда командовал Борис Петров, а сопровождали вождя зампред Совета министров страны Алексей Косыгин, главком ВМФ Иван Юмашев и комфлота Филипп Октябрьский, с которыми обсуждались планы по развитию Черноморского флота. Впрочем, и осмотреть корабль, и пообщаться с экипажем Иосиф Виссарионович успел: как вспоминали моряки, «по-простому, по-товарищески». Спустя время в газете появился снимок с экипажем и строки о записи, сделанной вождём в судовом журнале: «Прошу передать всему личному составу крейсера «Молотов» мой дружеский привет и пожелание успехов. Да здравствует наш Черноморский военно-морской флот». Вновь в море из Крыма, из Феодосии, Иосиф Сталин отправился через год - на посыльном судне «Рион» (бывшая «Луга»), до этого снова побывал в Севастополе. И вскоре появились два решения: о восстановлении главной базы Черноморского флота и об ускорении восстановления города-героя. В море застал шторм, но Иосиф Виссарионович, как писали очевидцы, шесть часов пути простоял на капитанском мостике рядом с командиром судна Дементьевым.
Симферополь - Ливадия
В Симферополе Иосиф Сталин был проездом в 1945-м, 1947-м и 1948-м - спецсостав привозил его на ещё разрушенный фашистами, не до конца восстановленный Симферопольский вокзал. Осматривать город было некогда: на машинах - на Южный берег, сначала на конференцию глав государств антигитлеровской коалиции, потом - в рабочий отпуск. Во время конференции февраля 1945-го, наша делегация разместилась в Юсуповском дворце, в Кореизе, но в последующие годы Иосиф Сталин предпочитал Ливадию, где были успешные переговоры в победный год. Если в 1947-м, перед выходом в море на крейсере «Молотов», остановка в Ливадийском дворце была лишь на пару дней, то спустя год вождь провёл здесь почти три недели отпуска.
Впервые - раньше предпочитал Кавказ. Остановился в Ливадийском дворце, но несколько раз приезжал и в Массандровский, неподалёку даже выбрал место для небольшого домика, который потом построили с открытыми верандами - просил сохранить великолепные сосны. В море, как вспоминали очевидцы, практически не плавал, предпочитая бросать камешки по волнам, а гулял в Итальянском дворике дворца, но тоже нечасто - больше работал в кабинете, откуда была установлена прямая телефонная связь с Москвой. В Ливадии тогда находились и его помощник Александр Поскрёбышев и руководитель Госплана страны Николай Вознесенский. Тогда, кстати, и было запланировано строительство в областном центе нового вокзала. Его по проекту архитектора Алексея Душкина построили в 1951-м, ждали на открытие вождя, но не случилось. Зато на привокзальной площади и на перроне два памятника ему - большой, в окружении роз и голубых елей, и маленький, с постоянно натёртыми бронзовыми каблуками - на удачу. Ещё два памятника - совместно с Владимиром Лениным - были в нынешнем сквере Победы, неподалёку от танка-освободителя, и в Городском (ныне - Екатерининском) саду. А в здании вокзала ещё и барельеф. Всё это исчезло в 1961-м, когда новая власть решила «бороться с культом».
Ни о культе, ни о борьбе с ним крымчане до этого не думали, искренне веря человеку, «великому, но простому», как писал в нашей газете колхозник Чайлак из Отуз (Щебетовки). В начале 1935-го крымчанин был делегатом Всесоюзного съезда ударников: «Когда я не смог сразу выступить от волнения, Сталин сказал мне ободряюще, дружески: «Давай смелее». В конце того года крымчане писали вождю на шести языках - русском, крымскотатарском, иврите, украинском, немецком и греческом - благодарность за происшедшее 15 лет назад освобождение полуострова от белогвардейцев и за последующее развитие. «Наш любимый, наш родной товарищ Сталин! Сегодня в наш радостный праздник первое наше слово - к тебе, наш великий вождь и мудрый учитель». И потом писали, в Великую Отечественную: «Дорогой Иосиф Виссарионович! Сердечная благодарность Вам и Красной Армии за освобождение». В 1953-м, 22 февраля, крымчане выбрали его, как писали в газету, «творца всех наших Побед», депутатом областного Совета. И украдкой надеялись, что может снова приедет на полуостров… Потом было 5 марта, траурные рамки в газетах, цветы к памятникам, искренние слёзы людей и страх, «как оно дальше»…