Полуостров вождя

6 Декабрь 2022 1182
Иосиф Сталин на крейсере «Червона Украина», 1929 год.
Иосиф Сталин на крейсере «Червона Украина», 1929 год. Фото из открытого источника.

Он «отстоял» его перед американским президентом Франклином Рузвельтом и британским премьером Уинстоном Черчиллем в 1945-м, сложив фигуру из трёх пальцев в ответ на предложение обменять Крым. Годом ранее полуостров спасли бойцы фактически созданной им в 1918-м Красной Армии, осуществлявшие Крымскую наступательную операцию - третью крупнейшую освободительную в 1944 году. Её, как и девять иных, связывают с его именем, с тем, что и в бой тогда вело, с Родиной ассоциировалось. Он не любил полуостров-курорт, лишь 74 года назад провёл на Южном берегу почти три недели. Полуостров-созидатель, полуостров-герой уважал: в Госархиве республики хранятся его телеграммы 1944-го - «братский привет трудящимся Советского Крыма», недавно освобождённого от фашистов, собиравшего деньги на танки и самолёты для окончательной Победы. И крымчане писали ему письма, выбрали депутатом облсовета, а потом скорбно шли к его памятникам… Иосиф Джугашвили - Сталин. По новым данным он родился 6 (18 по новому стилю) декабря 1878-го, но в Советском Союзе принята иная дата - 9 (21) декабря 1879-го.

Семинарист и флот

Единственный выживший малыш в семье дочери крепостных крестьян Екатерины Георгиевны Геладзе и крестьянского сына сапожника Виссариона Ивановича Джугашвили из Гори Тифлисской губернии Российской империи. Учился в церковной школе, талантливо пел в хоре, писал стихи и рисовал. Потом - духовное училище и семинария, увлечение марксистскими идеями и революция 1917-го. После он, взявший псевдоним Сталин, назначен народным комиссаром (по современному - министром) по делам нацио­нальностей. И всю Гражданскую войну мотался по стране, организовывая пролетариат на борьбу, подавляя заговоры и разрабатывая, руководя стратегическими победами Красной Армии, за что в 1919-м награждён орденом Красного Знамени. В 43 года стал на три с лишним десятилетия Генеральным секретарём вначале РСДРП(б), затем ВКП(б), КПСС, руководителем Великой державы, занимавшей 1/6 суши планеты.

Частью этой державы был и полуостров. Наверняка Сталин, член Реввоенсовета Южного фронта, бывал здесь в 1920-м, когда шло освобождение Крыма от белогвардейцев Петра Врангеля, но был не так известен, а потому считается, что впервые приехал в 1929-м. Наша газета, тогда «Красный Крым», рассказала об этом, поместив снимок с моряками и сообщение: «Иосиф Сталин на крейсере «Червона Украина» (бывший крейсер «Адмирал Нахимов». - Ред.) совершил переход из Сочи в Севастополь и обратно». В судовом журнале 24 июля появилась запись: «Замечательные люди, смелые, культурные товарищи, готовые на всё ради нашего общего дела. Приятно бороться с врагами в рядах таких бойцов. Желаю вам успеха, друзья с «Червоной Украины!». Вместе с наркомом Рабоче-Крестьянской Инспекции СССР Серго Орджоникидзе и наркомом по военным и морским делам Климом Ворошиловым Иосиф Сталин побывал в городе, на недавно созданной 35-й береговой батарее. Затем на крейсере (командир Николай Несвицкий), в сопровождении командующего и начальника политуправления Морскими Силами Чёрного моря Владимира Орлова и Григория Окунева (их, а также жену командующего Валентину, расстреляют спустя 9 лет, обвинив в шпионаже) прошли вдоль побережья, наблюдая учения кораблей. Их было мало, но после поездки флот, получивший в 1935-м имя Черноморский, стал строиться. Заметил это и Николай Кузнецов, тогда комроты на «Червоной Украине», спустя 10 лет - нарком Военно-Морского флота, а крейсер погиб под авиабомбами фашистов в ноябре 1941-го.

Морские пути Чёрного моря Иосиф Сталин покорял ещё дважды - в августе 1947-го и в октябре 1948-го. В первый раз на крейсере «Молотов» - из Ялты в Сочи. В Крым вождь добирался в сопровождении начальника охраны Николая Власика на авто до Харькова, потом по железной дороге до Симферополя (её, кстати, официально именовали Сталинская - по инициативе наших железнодорожников), затем снова машины - Ливадия, Ялта. Крейсером тогда командовал Борис Петров, а сопровождали вождя зампред Совета министров страны Алексей Косыгин, главком ВМФ Иван Юмашев и комфлота Филипп Октябрьский, с которыми обсуждались планы по развитию Черноморского флота. Впрочем, и осмотреть корабль, и пообщаться с экипажем Иосиф Виссарионович успел: как вспоминали моряки, «по-простому, по-товарищески». Спустя время в газете появился снимок с экипажем и строки о записи, сделанной вождём в судовом журнале: «Прошу передать всему личному сос­таву крейсера «Молотов» мой дружеский привет и пожелание успехов. Да здравствует наш Черноморский военно-морской флот». Вновь в море из Крыма, из Феодосии, Иосиф Сталин отправился через год - на посыльном судне «Рион» (бывшая «Луга»), до этого снова побывал в Севастополе. И вскоре появились два решения: о восстановлении главной базы Черноморского флота и об ускорении восстановления города-героя. В море застал шторм, но Иосиф Виссарионович, как писали очевидцы, шесть часов пути простоял на капитанском мостике рядом с командиром судна Дементьевым.

Симферополь - Ливадия

В Симферополе Иосиф Сталин был проездом в 1945-м, 1947-м и 1948-м - спецсостав привозил его на ещё разрушенный фашистами, не до конца восстановленный Симферопольский вокзал. Осматривать город было некогда: на машинах - на Южный берег, сначала на конференцию глав государств антигитлеровской коалиции, потом - в рабочий отпуск. Во время конференции февраля 1945-го, наша делегация разместилась в Юсуповском дворце, в Кореизе, но в последующие годы Иосиф Сталин предпочитал Ливадию, где были успешные переговоры в победный год. Если в 1947-м, перед выходом в море на крейсере «Молотов», остановка в Ливадийском дворце была лишь на пару дней, то спустя год вождь провёл здесь почти три недели отпуска.

Впервые - раньше предпочитал Кавказ. Остановился в Ливадийском дворце, но несколько раз приезжал и в Массандровский, неподалёку даже выбрал место для небольшого домика, который потом построили с открытыми верандами - просил сохранить великолепные сосны. В море, как вспоминали очевидцы, практически не плавал, предпочитая бросать камешки по волнам, а гулял в Итальянском дворике дворца, но тоже нечас­то - больше работал в кабинете, откуда была установлена прямая телефонная связь с Москвой. В Ливадии тогда находились и его помощник Александр Поскрёбышев и руководитель Госплана страны Николай Вознесенский. Тогда, кстати, и было запланировано строительство в областном центе нового вокзала. Его по проекту архитектора Алексея Душкина построили в 1951-м, ждали на открытие вождя, но не случилось. Зато на привокзальной площади и на перроне два памятника ему - большой, в окружении роз и голубых елей, и маленький, с постоянно натёртыми бронзовыми каблуками - на удачу. Ещё два памятника - совместно с Владимиром Лениным - были в нынешнем сквере Победы, неподалёку от танка-освободителя, и в Городском (ныне - Екатерининском) саду. А в здании вокзала ещё и барельеф. Всё это исчезло в 1961-м, когда новая власть решила «бороться с культом».

Ни о культе, ни о борьбе с ним крымчане до этого не думали, искренне веря человеку, «великому, но прос­тому», как писал в нашей газете колхозник Чайлак из Отуз (Щебетовки). В начале 1935-го крымчанин был делегатом Всесоюзного съезда ударников: «Когда я не смог сразу выступить от волнения, Сталин сказал мне ободряюще, дружески: «Давай смелее». В конце того года крымчане писали вождю на шести языках - русском, крымскотатарском, иврите, украинском, немецком и греческом - благодарность за происшедшее 15 лет назад освобождение полуострова от белогвардейцев и за последующее развитие. «Наш любимый, наш родной товарищ Сталин! Сегодня в наш радостный праздник первое наше слово - к тебе, наш великий вождь и мудрый учитель». И потом писали, в Великую Отечественную: «Дорогой Иосиф Виссарионович! Сердечная благодарность Вам и Красной Армии за освобождение». В 1953-м, 22 февраля, крымчане выбрали его, как писали в газету, «творца всех наших Побед», депутатом областного Совета. И украдкой надеялись, что может снова приедет на полуостров… Потом было 5 марта, траурные рамки в газетах, цветы к памятникам, искренние слёзы людей и страх, «как оно дальше»…

Наталья БОЯРИНЦЕВА.