Стокоотвод: стройка подходит к концу

26 Октябрь 2022 668
Так выглядит вход в шахту, по которой можно будет спус­каться в новый коллектор для его обслуживания.
Так выглядит вход в шахту, по которой можно будет спус­каться в новый коллектор для его обслуживания. Фото Анны Кадниковой.

Железнодорожный вокзал Симферополя остался без единст­венной парковки - на её месте сейчас роют глубокий котлован. Но есть смысл потерпеть временные неудобства. Начавшиеся работы - часть масштабной стройки канализацион­ного коллектора, который сможет решить проблему сбора симферопольских стоков и их транспортировки на очистные сооружения. Старый коллектор уже давно не справляется с постоянно увеличивающимся объёмом сливаемого. Поэтому часть стоков, и это ни для кого не тайна, направляется прямиком в Салгир и другие водоёмы.

Сейчас сточные воды Симферополя стекают в коллектор, который был построен ещё на рубеже 60-х и 70-х годов прошлого века. Уже к началу 80-х он перестал отвечать потребностям развивающегося города. Тогда же было решено построить новый коллектор, но начало работ пришлось на период  перестройки, так что завершить объект не успели. До распада СССР было проложено только 2,5 километра из 17 запланированных.

Возобновить работы удалось лишь в 2020 году - в рамках Федеральной целевой программы Симферополь получил из государственной казны 10,714 млрд. рублей на строительство нового коллектора. На сегодня из 17,4 километра общей протяжённости тоннеля осталось проложить последние 250 метров. Коллектор проходит от перекрёстка улиц Ленина и Шмидта под руслом реки Салгир на глубине около пяти метров, выходит к Гагаринскому парку, поворачивает в сторону железнодорожного вокзала, затем тянется вдоль Евпаторийского шоссе до ГРЭС, сворачивает на улицу Монтажную, ныряет под трассу «Таврида» и выходит к очистным сооружениям у села Укромного.

- Глубина коллектора составляет от 8 до 35 метров - в зависимости от рельефа местности. Сейсмостойкость - до 9 баллов, - рассказывает представитель компании-подрядчика, выполняющей строительство грандиозного объекта, Андрей Булыгин. - Коллектор строится методом микротоннелирования в круглосуточном режиме со средней скоростью проходки 15 метров в стуки. 

На всём маршруте тоннеля построено 35 шахт, 25 из которых уже полностью обустроены. Остальные будут закончены в ближайшее время. На поверхность шахты будут выходить двумя люками: один большой - для оборудования, второй стандартный - для людей. 

Коллектор спланирован таким образом, что стоки будут проходить по нему самотёком - без подключения дополнительного насосного оборудования. Пропускная способность системы составляет 40 тыс. кубометров канализационных сливов в сутки. Это полностью покроет потребность Симферополя и части Симферопольского района.

Согласно плану строительство коллектора должно завершиться в начале следующего года. На сегодня общая готовность составляет 84%. Параллельно с завершением основной стройки подрядчик начал переключать на новый коллектор все наземные объекты. Эта работа продлится ориентировочно до мая будущего года. Затем строителям останется обустроить территорию вокруг шахт, и можно будет сдавать готовую работу государственному заказчику.

Сейчас основные работы сосредоточены на привокзальной площади. Из вырытого на парковке котлована строители пробурят переход под улицей Гагарина. Так называемый футляр дойдёт до бульвара Ленина и соединится с основной веткой коллектора. 

- Эти работы закончат к концу ноября текущего года. В целом, строительство канализационного коллектора осуществляется с опережением графика и завершится в первом полугодии 2023-го, - говорит пресс-секретарь Министерства строительства и архитектуры РК Ольга Гусева. -  Работы на железнодорожном вокзале проводятся, для того чтобы стыковать с новым коллектором систему водоотведения района.

В Минстрое обращают внимание, что новый симферопольский коллектор - уникальный для Крыма проект. На полуострове впервые ведутся работы методом глубокого заложения. Внутри коллектора кольца из высокопрочного бетона, стены которых покрыты специальным полимером, стойким к химическому воздействию. Он защитит бетон от разрушительного воздействия канализационных газов. Сами кольца подогнаны максимально плотно, а остающиеся зазоры изолируют вручную. Таким образом внутри бетонной шахты коллектора прокладывается монолитная пластиковая труба. 

Что касается судьбы старого коллектора, которым Симферополь пользуется сейчас, специалисты проинспектируют его состояние, после чего власти республики решат, как быть дальше: ликвидировать систему или отремонтировать и вернуть в пользование городу.

- Вообще по правилам положено задваивать коммуникации на случай аварии, - говорит Андрей Булыгин. - Техническая возможность заменить части старого трубопровода есть, поскольку он сложен из отдельных железобетонных секций. Их можно где-то поменять, где-то произвести санацию.

Елена ЮМАНОВА.