Артём Удачин: Мечтаю воспитать олимпийского чемпиона

28 Сентябрь 2022 2097
Артём Удачин: «Всё надо делать по уму и тогда не придётся прыгать выше головы». Фото из личного архива Артёма Удачина.
Артём Удачин: «Всё надо делать по уму и тогда не придётся прыгать выше головы». Фото из личного архива Артёма Удачина.

Крымский спорт, особенно в олимпийских дисциплинах, имеет свою ярко выраженную региональную специфику. Одно из его проявлений - крайне осторожное отношение к, говоря футбольным языком, селекционной работе. Мы куда чаще стараемся найти или спортивный, или тренерский «алмаз» у себя под боком, чем привлечь готового специалиста из другого региона. Парадоксально, но одной из тех дисциплин, которая может похвастать современным взглядом, стала обычно консервативная тяжёлая атлетика. Теперь вместе с опытными наставниками полуострова талантов топ-уровня будет воспитывать трёхкратный участник Олимпийских игр Артём Удачин, переехавший из Мариуполя.

- Артём, сейчас спустя тысячи тонн поднятых килограммов ты вообще помнишь, с чего всё начиналось? 

- В спорт я пришёл, когда мне было 9 лет. Был 1989 год на дворе. Отец привёл меня к своему другу Виталию Шведову. Они тогда тренировались вместе. Я как-то сразу втянулся. Начинать вообще несложно было. Мне всё сразу понравилось. До этого пробовал другие дисциплины: футбол, плавание. Даже в бальные танцы занесло. 

- В таких случаях ключевыми часто являются первые соревнования. Какими они были у тебя? 

- Это первенство Мариу­поля по тяжёлой атлетике. Мне было 10 лет. Весил 32 килограмма. В категории до 36 кило сумел «порвать» и сделать толчок своего собственного веса. Тогда я не акцентировал внимание на результате. Мне куда важнее был сам факт того, что я могу это делать. И потом пошло-поехало. Выигрывал трижды чемпионат мира среди юнио­ров. В 19 лет получил право участвовать в Олимпийских играх. Особой эйфории не помню, как ни странно. Прос­то турниров было так много, что задумываться о высоком не получалось. В 1999-м выступал на юниорском и взрослом чемпионатах мира и Европы. Объективно тогда меня больше взяли на перспективу. Так сказать, пристреляться на будущее. Я там занял 11 место, потом, из-за двух дисквалификаций, поднялся на девятое. 

- По идее, Олимпиада 2004 года в Афинах должна была стать пиком твоих возможностей.

- Я сам на это надеялся и рассчитывал на качественно новый уровень. Но в 2003-м меня дисквалифицировали за допинг. Я его не принимал, был абсолютно чистым. Я думаю, кому-то было очень удобно, чтобы я не поехал в Грецию. Я тогда вместе с тренерами сделал одну из лучших форм в своей жизни. Уверен, медаль бы там у меня была, ну просто сто процентов. 

- Что помешало вернуть «должок» чиновникам от спорта?

- У меня было много серьёзных травм. Две операции на коленях. Рвались связки, их зашивали. Также «рвал» плечо. Из-за этого я, по сути, и ушёл из большого спорта. Операцию делали в Польше. Там вставили кучу металличес­ких пластин. Обычной жизни мешает не так сильно, а вот о предельных соревновательных нагрузках пришлось забыть. 

- О чём ты жалеешь? 

- Нет олимпийской медали. Это самая главная награда, о которой может мечтать спорт­смен. Как сложилась спортивная жизнь, так сложилась. Много ошибок было сделано. Сейчас я это уже понимаю. Но скажу так: если бы появилась возможность всё изменить, я пошёл бы этой же дорогой. Теперь мечтаю о том, чтобы воспитать чемпиона Олимпийских игр.

- Теперь ты будешь стремиться к этому в Крыму. Как так получилось? 

- С самого начала проведения специальной военной операции мы в Мариуполе на семейном совете приняли решение, что переезжаем в Российскую Федерацию. Огромная благодарность Евгению Анатольевичу Михайлову за помощь в получении документов. Меня очень сильно поддержали Михаил Заргарян, Артём Иванов. Когда в тебя так верят, хочется отблагодарить людей. Сделаю всё для этого. 

- В тяжёлой атлетике у Крыма хорошие традиции. Как их приумножить? 

- Системным подходом. Условиями. Отдачей. Много факторов. Я работаю в училище олимпийского резерва в Краснолесье и здесь есть много талантливых ребят, которые получают навыки в отличном специализированном зале. У них есть возможность думать только о спорте. Есть хорошие ребята. Четыре кандидата в мастера спорта. Думаю, будем пытаться выполнить до конца календарного года норматив мастеров спорта. 

- Что в первую очередь нужно делать молодым ребятам в тяжёлой атлетике? Или наоборот, не делать? 

- Считаю, что на данном этапе им в первую очередь надо укреплять связки, растяжки, подтягивать общую физическую подготовку. Почему многие завязывают в возрасте 23-24 лет? Потому что они гнались за результатом, сиюминутным. Если сделать крепкий фундамент, дом ведь дольше простоит. А ещё нам нужно обращать внимание на работу по набору в секции тяжёлой атлетики. Сделать этот процесс системным. Условно мы берём талантливую поросль, даём первоначальные навыки, обеспечиваем массовость. Потом они взрослеют, чего-то добиваются и переходят на следующий этап - в училище олимпийского резерва. И дальше уже профессиональный рост и достижения топ-уровня. Надо нам больше объяснять, что такое тяжёлая атлетика. У людей слишком много стереотипов, которые неактуальны уже очень давно. 

- А как это изменить? 

- Заманивать ребят. Всё гениальное просто. Мы в Мариуполе это, например, делали тортиками. Работало. Здесь тоже что-то придумаем. Мы ездили в одну из школ Симферополя по инициативе и при поддержке Олимпийского совета. Объясняли, рассказывали, показывали. Сейчас не только мир меняется, но и спорт тоже. Вы бы видели, сколько у нас молодых и талантливых девушек с модельной фигурой в училище занимаются тяжёлой атлетикой, очень бы удивились. А почему это происходит? Всё надо делать по уму и тогда не придётся прыгать выше головы. 

Беседовал Валериан ОЗЕРЯН.