«Трансфер» в Азию?

21 Сентябрь 2022 1056
Валерий Карпин показывает Зелимхану Бакаеву возможное направление развития российского футбола. Фото «СЭ».
Валерий Карпин показывает Зелимхану Бакаеву возможное направление развития российского футбола. Фото «СЭ».

Несмотря на многочисленные сложности, график товарищеских игр сборной России по футболу всё-таки вырисовывается. Да, речь на данном этапе не идёт о топ-оппонентах, но сегодня самое главное - соревновательная практика конкретно в формате национальной команды. Начинать дружина Карпина будет в гостях с Киргизией.

Тёмные лошадки 

Эта встреча пройдёт 24 сентября в Бишкеке. Соперник объективно звёзд с неба не хватает, однако рассчитывать на лёгкий исход нам всё равно нельзя. Киргизия занимает 95-ю строчку в рейтинге ФИФА и зарекомендовала себя достаточно непростой с игровой точки зрения сборной. Отличительные стилистические черты - «вертикальный» футбол, компактность при выходе из обороны и хорошая работа флангов. Следующий оппонент - Иран. Главный тренер сборной России Валерий Карпин подтвердил, что необходимые договорённости достигнуты. 

- С Ираном на 99,9% игра состоится. 15 или 16 ноября, Доха или Тегеран. Возможно, из-за этого сдвинем тур, - говорит Карпин. - Будет интересно проверить себя с хорошим соперником. Футбол в Иране в последние годы развивается. Посмотрите на сборную. Они играют по-современному, стараются работать на поле быстро и не прощать ошибок. 

Добавим, что пока мало кто представляет, какой мы увидим команду Ирана, ведь последние официальные матчи у неё были ещё в конце марта: сначала уступили Южной Корее (0:2), а затем оказались сильнее Ливана (те же 2:0). Иран прошёл на чемпионат мира напрямую - в группе с Южной Кореей, ОАЭ, Ираком, Сирией и Ливаном он стал первым. В групповом этапе финального турнира иранцы сыграют с Англией, США и Уэльсом. В рейтинге ФИФА сборная занимает 23-ю строчку.

Много разговоров велось относительно товарищеского поединка с Боснией и Герцеговиной. Официально он утверждён на 19 ноября в Санкт-Петербурге. Если матч состоится, Босния станет первой европейской страной, согласившейся сыграть со сборной России после начала спецоперации на Украине. Определённые движения по противодейст­вию такой инициативе (в частности, жалобы украинской Федерации футбола и кулуарное влияние УЕФА) уже начались. Тем не менее пока их удаётся сдерживать и встреча с боснийцами остаётся в нашем календаре. По предварительной информации, гости за поединок получат 200 тыс. евро, а все транспортные и организационные расходы покроет российская сторона.

Из Европы в Азию? 

Однако самый болезненный настоящий удар российский футбол ждал немного позже. УЕФА официально не допустила нас к квалификационному этапу на Евро-2024. Этого стоило ожидать, однако теперь есть конкретные грустные контуры - в течение двух лет (как минимум, на уровне сборных) Россия вне футбольной повестки. И это, по мнению многих функционеров, уже достаточный период, чтобы подумать, как строить своё развитие без УЕФА и надежд на скорое восстановление в спортивных правах. 

И пока наиболее обсуждаемым вариантом является переход в Азиатскую конфедерацию футбола. Это может звучать немного странно, но исторические параллели такого «трансфера» напрашиваются. Из потенциальных минусов - нет никакой гарантии, что Россию туда возьмут. По процедуре, сначала необходимо получить одобрение ФИФА и самой Азиатской конфедерации. А там в исполкоме хватает представителей государств, которые в РФ признали «недружественными»: например, Сингапур, Япония, Австралия, Южная Корея. Вторую проблему за нас решили в УЕФА. Это обязательное требование - надо провести год без международного футбола.

Зато плюсов гораздо больше. В первую очередь, выход из изоляции и возможность для футболистов получать международную практику. На уровне сборных - это серьёзная конкуренция с непростыми командами, потому что играть против условных Японии, Ирана и Южной Кореи не легче, чем с Кипром или Словакией. К тому же, путёвку на чемпионат мира получают четыре страны и шансы быть в этом списке счастливчиков у России точно есть. 

Что касается клубов, то тут ситуация немного иная. Уровень соперничества азиатского варианта Лиги чемпионов, конечно же, не сравнится с европейским аналогом, но там можно ставить вполне конкретную задачу не стандартного для нас участия, а обязательного выигрыша трофея. Ведь победитель получает возможность представить свою страну на клубном чемпионате мира, где мы объективно не можем сыграть ни при каких раскладах. 

Примеры такого селекционного хода есть - Казахстан переходил из Азиатской конфедерации футбола в УЕФА в 2002 году. Австралия меняла Океанию на Азию в 2006-м, Израиль тоже зарекомендовал себя футбольным путешественником - после бойкота со стороны арабских государств перешёл в УЕФА и начал играть под эгидой европейцев с 90-х годов. 

Имеет значение и риторика наших футбольных топ-функционеров. Если ещё несколько месяцев назад многие из них выступали решительным отказом от такого рода инициатив, то теперь в публичном поле изменили подход. Валерий Карпин уже не исключает подобного развития событий в течение двух-трёх лет, а в РФС, напомним, данный вариант рассматривают вполне официально. В Союзе ещё в конце апреля представили три сценария развития нашего футбола, один из которых «трансфер» в Азию. 

Валериан ОЗЕРЯН.