Кручу, верчу, продать дороже хочу

Что делать, если купили в автосалоне машину со «скрученным» пробегом

8 Сентябрь 2022 635
Если вы купили машину со «скрученным» пробегом в автосалоне, то такую сделку можно будет расторгнуть через суд.
Если вы купили машину со «скрученным» пробегом в автосалоне, то такую сделку можно будет расторгнуть через суд. Фото Анны Кадниковой.

Если вам кажется, что покупая подержанный автомобиль в салоне, вы страхуете себя от разного рода обмана, то смеем вас разочаровать. Даже в презентабельном салоне вас могут обмануть: умолчать о существенных недостатках машины, неисправностях и авариях. Более того, некоторые салоны намеренно занижают показания одометров, проще говоря «скручивают» километраж. Это позволяет им продать машину на 10-30% дороже её реальной рыночной стоимости. Увы, вскрывается факт обмана уже после совершения сделки. Мы пообщались с автоэкспертами и выяснили, как избежать этой неприятности и что делать, если салон всё-таки продал вам машину со «скрученным» пробегом.

Реальные риски

Любопытную статистику по этому поводу обнародовали специалисты портала Auto.ru.
Исследовав авторынок, они пришли к выводу, что честнее всего информация в объявлениях официальных дилеров - только в 7% случаев фиксируется скручивание пробега. Среди предложений продавцов-частников встретить машину с честным пробегом сложнее: почти 16% автомобилей, продающихся «из рук в руки», имеют «скрученный» пробег. У независимых дилеров всё еще хуже: четверть машин в таких салонах прошли через корректировку пробега, а среди предложений перекупщиков уже каждый третий автомобиль
нечестный.

При этом покупатель такого автомобиля не только переплачивает деньги, но и рискует столкнуться с дорогостоящей неисправностью. Ведь чем старше машина, тем сильнее износ её деталей и стоимость обслуживания. К примеру, симферополец Ярослав Нагорный купил в 2021 году относительно свежую Subaru.

- Проездил я на ней примерно полгода, пока в один прекрасный день у неё не «сдох» вариатор. Оригинальная запчасть стоила почти как полмашины. Я, мягко говоря, был в шоке. При её пробеге вариатор должен был ещё служить и служить. Начали разбираться и выяснилось, что у машины смотано почти 70 тысяч пробега и она давно нуждалась в регламентных работах, - рассказывает Ярослав. - Я нашёл продавца, и начал требовать от него разорвать сделку или оплатить ремонт. Он естественно «врубил дурака», мол, ничего не знаю. С помощью знакомого юриста подал на него в суд, но судья не удовлетворил моих требований, потому что в договоре купле-продажи не были указаны показания одометра. А значит, доказать факт «скрутки» пробега нельзя.

Что сказал Верховный суд?

Тем, кто покупает подержанный автомобиль в салоне, может повезти куда больше, чем нашему герою. Во всяком случае есть позитивные прецеденты. В качестве примера можно привести дело жительницы Пермского края Елены В.

В 2019 году она купила в автосалоне подержанный японский автомобиль. Продавцы уверяли, что машина выпущена в 2015 году, и за это время пробежала 62 тысячи километров. Продали авто за 580 тысяч рублей. 

В связи с неисправностью панели приборов сверить пробег автомобиля не представилось возможным. При детальном изучении документов выяснилось, что автомобиль не 2015-го, а 2013 года, а его пробег гораздо больше заявленного продавцом и указанного в договоре купли-продажи. Реальный пробег обновки составил 132 тысячи 354 километра.

Покупатель потребовала расторгнуть договор и вернуть денежные средства. Пермский районный суд в удовлетворении требований отказал. Свою позицию он объяснил тем, что истцу была предоставлена вся необходимая информация о товаре и покупатель принял товар без каких-либо претензий. Апелляция и кассация с этим решением согласились. Суды трёх инстанций указали: заниженный пробег - несущест-
венный недостаток. Верховный суд с таким подходом не согласился.

«Продавец несёт ответственность за несоответствие информации о товаре, связанное с фактами, о которых он знал или не мог не знать и о которых он не сообщил покупателю, - подчеркнул Верховный суд. - В силу приведённых выше положений закона доводы потребителя о недостоверности полученной от продавца информации об автомобиле имели существенное значение для дела, однако суды данным обстоятельствам надлежащей оценки не дали… Потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи автомобиля в случае сообщения продавцом недостоверной информации о годе его изготовления и пробеге».

Так что теперь у жертв нечистых на руку автосалонов есть возможность расторгнуть договор и вернуть потраченные деньги.

Не доверяй, а проверяй!

Машина - изделие сложное и оценить её состояние без специфических знаний и опыта достаточно сложно. При этом нет признака, который гарантированно указывал бы на занижение показаний одометра. Вывод о смотанном пробеге можно сделать только по совокупности признаков. Эта оценка достаточно субъективна, и только хороший опытный специалист может определить настоящий пробег по состоянию автомобиля. Поэтому лучше всего прибегнуть к помощи профессионального автоподборщика. Он поможет не только узнать реальное техническое состояние машины, но и проверит юридическую сторону сделки. 

Если же вы не хотите переплачивать подборщикам, то найдите хотя бы хорошего диагноста, которому можно доверять. Предложите менеджерам салона прокатиться на приглянувшейся вам машине до вашего независимого эксперта. Если вам отказывают в этом, то, скорее всего, с машиной что-то не то. Если же в автосалоне согласились на предложение, то попросите вашего механика провести глубокую компьютерную диагностику специальным сканером.

При корректировке пробега мошенники обычно не утруждают себя изменением информации во всех электронных блоках автомобиля и корректируют лишь данные непосредственно на «приборке». Между тем, информация о пробеге нередко хранится и в других модулях управления (к примеру, двигателя или автоматической коробки передач). Неприятное исключение - азиатские марки (там пробег обычно хранится в одной лишь «приборке»), а вот в случае с «немцами» и другими «европейцами» замести следы взлома полностью практически невозможно. Ошибки, возникающие в процессе работы силового агрегата и других систем, привязываются в памяти к пробегу. Как раз по ним и можно заметить нестыковки, свидетельствующие о «скрутке» пробега.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.