Цены падают. Но не на всё

13 Июль 2022 438
Экономике нужна хорошая рождаемость. Ведь дети - будущие налогоплательщики.
Экономике нужна хорошая рождаемость. Ведь дети - будущие налогоплательщики. Фото Анны Кадниковой.

Экономика страны постепенно приходит в себя после неопределённости начала года. Например, впервые было зафиксировано снижение цен в июне. Но обольщаться не стоит. Эксперты предупреждают о падении рождаемости, что не слишком хорошо скажется в целом на развитии страны.

Дефляция удивляет

Впервые в истории современной России зафиксирован спад цен в июне. Показатель, конечно, нельзя назвать сущест­венным, но и это хорошо. Дефляция в первом месяце лета составила 0,35%, отчитались в Росстате. Аналитики считают, что снижение цен - временная реакция на взрывной рост цен в марте. Тогда фиксировался аномально высокий спрос. 

Сезонное снижение цен фиксируется в июле, августе и сентябре, когда активно собирают урожай аграрии. Тогда же растёт спрос на продовольственном рынке. Но уже в июне показатели экономики не могут не радовать. В годовом выражении (июнь к июню прошлого года) инфляция составила 15,9%, при этом в мае годовой показатель равнялся 17,1%.

Снижение цен было вызвано и тем, что удешевление плодоовощной продукции составило минус 9,6% за месяц. Продовольственные товары в целом подешевели на 1,2%, а непродовольственные - на 0,4%. Лидерами по снижению стоимости в июне стали капуста белокочанная - минус 31,5%, помидоры - 28,3%, огурцы - 19,8%. Среди подешевевших за месяц товаров, помимо овощей и фруктов, макароны, мясо, мороженая рыба, масло, яйца. Из них больше всего опустились цены на сахар - минус 7,4%.

Среди подорожавшего в целом сегмента услуг наибольший рост продемонстрировали туристические и транспортные услуги. Так, путёвки в дома отдыха и пансионаты выросли в цене на 10,8%, а поездки в Турцию - на 16,9%. 

Детей будет меньше

В Минтруде предупредили о рисках снижения рождаемости в ближайшие годы. Причины  - сокращение количества молодых женщин, неопределённость на рынке труда. Власти страны обещают к осени подготовить предложения, как стимулировать рождаемость. 

По итогам 2021 года, общий коэффициент рождаемости в России (число новорождённых на 1 тыс. жителей) составил 9,6, превысив плановое значение 9,2, но в перспективе до 2024 года существуют риски сокращения рождаемости. Такую информацию представили Минтруд и НИУ ВШЭ. 

Основной негативный фактор - сокращение количества женщин от 20 до 29 лет. По данным Росстата, только за последние пять лет количество россиянок в этой возрастной категории снизилось на 20% - с 9 млн. в 2017 году до 7,2 млн. в 2021-м. При этом женщины в этом возрасте рожают 44,1% от всех детей (по данным за 2021 год).

Также структурные изменения на рынке труда плохо сказываются на демографичес­кой ситуации. Существующие меры поддержки в основном касаются 20% самых бедных россиян, а средние слои рассчитывают только на свои трудовые доходы. Если доходов становится меньше, то и меньшее количество пар задумывается о рождении ребёнка. 

По итогам заседания Минтруду и ВШЭ было дано поручение провести анализ степени влияния различных факторов на решение семей завести детей. Среди таких факторов выделены уровень доходов, обеспеченность жильём, доступность детских садов, доступность и качество детского здравоохранения, а также мер, реализуемых в рамках нацпроекта «Демография».

Губит людей не пиво

Пивовары сообщили о возможном резком сокращении выпуска пива и росте его цены. Это произойдёт, если будет введена обязательная маркировка. Тогда, как утверждают представители отрасли, выпуск пива в России сократится на 20-30% с пропорциональным сокращением акцизных отчислений. Также на 10% вырастет себестоимость пива. Союз российских пивоваров подготовил открытое письмо президенту России Владимиру Путину. Напомним, что маркировку планируется ввести с 2023 года.

Рост цен и проблемы с производством могут быть связаны с тем, что компоненты системы маркировки производят в США, Германии, Италии, Японии и на Тайване. Поставки оттуда заблокированы из-за санкций против России. В Союзе пивоваров также отметили, что маркировка снизит эффективность работы отрасли.

«Это подтверждается опытом введения обязательной маркировки для питьевой и минеральной воды. Данную продукцию выпускают и пивоваренные компании, которые после интеграции маркировки отмечают падение производительности линий розлива воды на 20-30%», сказано в открытом письме.

Валентина БУЙЛОВА.