Анна Пендраковская: Психологизм и в зрелищном кино никто не отменял

8 Июль 2022 2906
Анна Пендраковская.
Анна Пендраковская.

Психолог, киновед, кинодраматург, продюсер Анна Пендраковская окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, сценарно-киноведческий факультет и аспирантуру ВГИКа. Была директором столичного кинотеатра «Космос», возглавляла Государственное бюджетное учреждение «Московское кино». Созданная ею компания «Василиса» занималась прокатом только российского кино. Преподавала во ВГИКе сценарное мастерство. Член экспертной комиссии по игровому кино Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Крымчане познакомились с Анной Васильевной в 2014 году на кинофоруме «Я и семья», одним из организаторов которого она была. Следующая встреча - на первом Всероссийском кинофестивале «Человек, познающий мир», в котором она участвовала как член жюри.
А в прошлом году возглавляла жюри художественных фильмов на этом престижном кинофоруме. Но Крым вошёл в её жизнь намного раньше.
- В 80-годы на Ялтинской киностудии снималась первая совместная с Польшей картина - «Путешествие пана Кляксы», куда меня направили на стажировку, - рассказывает Анна Васильевна. - И я смогла реально окунуться в производственный процесс рождения фильма от замысла до воплощения. В этом городе жили родители мужа, с которым мы вместе учились во ВГИКе, я на сценарно-киноведческом, он на режиссёрском факультете.  Позже Валерий возглавлял шесть лет Ялтинскую киностудию, и мы жили на два города. Я тогда была директором столичного кинотеатра «Космос», потом Государственного унитарного предприятия «Московское кино», которое, собственно, и создала. Это была большая сеть из 53 кинотеатров.   Моей задачей был перевод муниципальных кинотеатров в государственную собственность. Это было сложное время, когда в кинотеатрах было все, кроме кино: авто-, мебельные салоны, ярмарки.

- Задачу выполнили?

- Да.  И нам удалось застолбить строку в бюджете Москвы, что позволило реставрировать кинотеатры, приобретать  новое оборудование, восстанавливать кинофонд, в котором хранятся все фильмы, которые кинопрокат приобретал с 1935 года. Это огромное наследство на плёнке, которое надо было оцифровывать. Сейчас эта сеть не такая большая, многие кинотеатры перешли в другие структуры, но довольно успешно работают, радуют людей, и я им аплодирую.

- Сейчас чем занимаетесь?

- С большим удовольствием вернулась к своей основной профессии сценариста и киноведа.  Пишу и сценарии, и очерки о кино. Вхожу в некоторые жюри сценарных конкурсов.  А ещё специализируюсь на фестивалях детского кино.  Собираю программу для секции «Киномалышок» «Киношока». Много времени сейчас провожу в Греции, где несколько лет назад, когда работала в Госфильмофонде начальником отдела популяризации российского кино, организовала фестиваль «Кино друзей».
- Помнится, снимали в Ялте какую-то картину вместе с Валерием Пендраковским?
- Да, он был режиссёром, а я сценаристом и продюсером фильма «Лёгкое дыхание». Фильм получил несколько призов, в том числе в Каире, где исполнительница главной роли Татьяна Лютаева была отмечена Гран-при.   Работали мы вместе и над другими картинами.

- Новые сценарии есть?

- Да. В Греции написала киноповесть «Перемещённые души», она там была опубликована, и мы даже провели по ней очень малобюджетные съёмки, но из-за локдауна не все могли досняться, а ведь через год-два человек меняется. В начатой картине действие частично происходит в Керчи, до неё не смогли добраться, так что всё пока в процессе.

- С какими фестивалями кроме «Киношока» сотрудничаете?

- Делаю программы гречес­кого кино для севастопольского фестиваля «Победили вместе». На «Лучезарном ангеле» - член сценарного жюри.

- Почему, на ваш взгляд, нынешние фильмы для детей не дотягивают до уровня картин Ролана Быкова, Владимира Грамматикова?

- Не может прорасти семя, попавшее в иссохшую поч­ву. Случайно, разве что.  На практике же кино - это индустриальное искусство. Мы помним время, когда целая студия Мосфильма - имени Горького специализировалась на детском кино.  На неё работали сценаристы, редколлегия отбирала их произведения. Когда фильм запускался, его курировал редактор, который мог остановить процесс съёмок, потребовать от худсовета замены режиссёра или актёра, если они не справлялись. Это было рукоделие на высоком индустриальном уровне.  То, что не штампуется, а штучно делается на высоком технологическом и идеологическом уровне «вручную», что называется.  А сейчас этого нет. Стоящие картины всё же есть.   Но они, в основном, подростковые и юношеские.   Среди детских отметила бы сказку «Ледяная история» Сергея Русакова, «Феодосийская сказка» крымчанки Натальи Лебедевой. Замечательные фильмы «Сест­рёнка» Александра Галибина и «Солдатик» Виктории Фанасютиной.  В таких фильмах очень велика потребность.

- Как член жюри какие-то основные тенденции заметили в отечественном кино?

- Психологизма стало больше по сравнению с предыдущими годами.  Режиссёры призывают задумываться о смысле жизни, поступков.   Если говорить об уровне мастеровитости, не скажу, что она выросла, просто немного другие грани приобрела. Сказалось то, что фильмы смотрят по интернету. Отсюда акцент на зрелищность, а спецэффекты в таком формате не так эффективны. Но психологизм и в зрелищном кино никто не отменял. Есть примеры, когда продюсеры, ограниченные скромным бюджетом, делают ставку на раскрытие каких-то проблем, социальных, психологических, и это очень отрадная тенденция.  Это профессиональный подход. Когда мы не пытаемся кого-то догнать и перегнать, а сосредоточены на том, чтобы наш продукт был востребован дома. Это не арт-хаусное кино, рассчитанное на западного зрителя, как, скажем, фильмы мастерской Сокурова.   Оно тоже должно быть, есть и всегда будет.  Но не должно быть преобладающим.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.