Орден Отечественной войны

Связь времён

25 Май 2022 526

Винтовка, шашка, серп и молот, рубиновая звезда и надпись «Отечественная война»… - они соединились на одном ордене 80 лет назад, а ещё раньше соединились в судьбе людей огромного Советского Союза, принявших бой, навязанный фашистами 22 июня 1941-го, бой и подвиг на долгие 1418 дней. Тот орден, Отечественной войны, - первая награда именно Великой Отечественной - потом будут медали за освобождение и взятие городов, ордена Славы, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского и долгожданные орден Победы и медаль на Гвардейской (Георгиевской) ленте «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Но тогда, весной 1942-го, до Победы было ещё очень далеко - и кровопролитные сражения, и боль потерь, отступлений, Ржевская битва, Харьковский котёл, Крымский фронт… А награда всё-таки появилась, чтобы знали бойцы на фронтах, страна помнит о них, готова чтить подвиги, только, пожалуйста, не сдавайтесь, нам нужна Победа, обязательно. Орден Оте­чественной войны стал не только особой, «тематической», наградой, но и во многом - «первопроходцем».

Аркадий Захаров, Фёдор Гаврилов и орден Отечественной войны. Фото из архива «Крымской правды».

Первый - в семью

До его появления советские ордена не делились на степени в зависимости от значимости подвига, да и в статутах наград раньше не описывалось, за какие конкретно поступки человека можно представлять к ним. И после ухода награждённого ордена и медали подлежали обязательному возврату государству, с орденом Отечественной войны решили поступить иначе: он стал именно семейной памятью, гордостью для потомков. Более того, даже если героя к этому ордену представили посмертно, награду старались передать в семью.

В апреле 1942-го Верховный главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин поручил начальнику тыла Красной Армии Андрею Васильевичу Хрулёву разработать проект ордена для отличившихся в боях с врагом. «За военную доблесть», именно так вначале задумал назвать новую награду руководитель страны, но затем, выбирая проекты, утвердил новое ёмкое и точное - «Отечественной войны». Эти слова для ордена придумал художник Сергей Иванович Дмитриев (уже создатель образа медалей «За отвагу» и «За боевые заслуги», а вот за основу награды выбрали проект художника Александра Ивановича Кузнецова: рубиновая звезда с надписью, маленькой звёздочкой, серпом и молотом - над золотистыми (первой степени, серебристыми - второй) лучами другой звезды, винтовкой и шашкой. Наградная колодка ленты обтянута муаровой лентой цвета бордо с продольными красными полосами: одна посередине для первой степени, две по краям - для второй.

И 20 мая 1942-го, уже после известия о падении Крымского фронта, о сжатом кольце окружения под Харьковом, всё-таки появился указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении ордена Отечественной войны. Спустя полтора месяца,

2 июня, как рассказывается на портале «Ордена и медали СССР», появился первый указ о награждении. Орденом Отечественной войны первой степени: артиллерис­тов, что в майских боях под Харьковом смогли за два дня уничтожить 32 фашистских танка. Командир артдивизиона капитан Иван Ильич Крик­лий (награду передали вдове Александре Фёдоровне лишь в 1971-м), старший сержант Алексей Васильевич Смирнов, младший политрук Иван Константинович Стаценко, каждый из них уничтожил более 5 вражеских машин, а, оставшись один из расчёта, Алексей Смирнов с оторванной кистью руки продолжал стрелять по фашистам. По данным Центрального архива Министерства обороны страны, тем же указом орденами Отечественной войны второй степени награждены артиллеристы дивизиона старший сержант Степан Трифонович Жарков, сержанты Михаил Григорьевич Немфира, Пётр Васильевич Нестеренко, красноармейцы Николай Ильич Григорьев и Иван Полехтович Петрош.

Крымские двойные

Считается, что боевыми орденами Отечественной вой­ны обеих степеней (не путать с награждением юбилейными - к 40-летию Победы) в Великую Отечественную награждены около миллиона 300 тысяч человек, большинство - именно второй степенью. Но есть кавалеры и сразу обеих степеней, некоторые - неоднократно. У нас на полуострове такие герои тоже есть, к примеру, вспомним друзей «Крымской правды»: Аркадия Арсентьевича Захарова и Фёдора Лаврентьевича Гаврилова. Между награждениями орденами второй и первой степени у каждого - около месяца. Они никогда не рассказывали о своих наградах, как и большинство фронтовиков, словно стесняясь заслуг. И те ордена на их груди видела лишь на парадной фотокарточке - оба участники Парада Победы

24 июня 1945-го. Позже, даже на День Победы, заменяли их на скромные наградные колодки - несведущий человек и не поймёт, что за награда.

А теперь лишь наградные листы на портале «Память народа» читаешь…

Аркадию Захарову, гвардии младшему лейтенанту, командиру пулемётного взвода Отдельного лыжного батальона 9-й Гвардейской Краснознамённой стрелковой дивизии, исполнился 21 год, когда в январе 1944-го его наградили орденом Оте­чественной войны второй степени - за три дня боёв за деревушку в Витебской области, ноябрь 1943-го. «Проявил мужество и отвагу в момент контратаки противника, огнём ручных пулемётов рассеял и уничтожил до взвода немецкой пехоты. <> Обес­печил ротам продвижение вперёд и первым со взводом вышел на высоту, подавив огневые точки противника». И скромная приписка, что «в том бою товарищ Захаров был ранен», но поле боя он покинул лишь тогда, когда высота была занята нами. После госпиталя Аркадий Арсентьевич в полку командовал уже ротой, а в марте 1944-го награждён орденом Отечественной война первой степени, за наступательные бои у деревень Калининской (Тверской) области: «Показал себя смелым, инициативным, отлично подготовил пулемётный состав к бою. Пулемётная рота подавила шесть огневых точек противника и уничтожила свыше 60 фрицев. Во время контратаки товарищ Захаров, лично находясь за пулемётом, в исключительно тяжёлой обстановке отбил две атаки противника и уничтожил до 30 немцев».

Фёдору Гаврилову, воздушному стрелку 188-го Гвардейского штурмового авиа­ционного полка в апреле

1945-го, когда наградили орденом Оте­чественной войны второй степени, было 19. «Совершил 27 боевых вылетов, участвовал в 4 воздушных боях, отбил 9 атак истребителей противника. Огнём из пулемёта поджёг 3 автомашины и 1 бензоцистерну противника. В боях показал мужество и отвагу». В марте, при выполнении боевого задания, их с лётчиком Иваном Банных самолёт атакован двумя фашистскими истребителями, но «воздушный воин не потерял самообладания, отбил 4 атаки, метким огнём подбил один вражеский истребитель».

В том бою тоже был ранен.

А в победном мае Фёдор Лаврентьевич (война для него окончилась 13-го - в Чехо­словакии, где ликвидировали пражскую группировку врага) награждён уже орденом Отечест­венной войны первой степени - 43 успешных боевых вылета, 3 воздушных боя и

6 отбитых вражеских атак. «Показал себя мужественным и храбрым воздушным стрелком. 7 мая 1945-го в период прорыва укреплённой полосы противника товарищ Гаврилов вместе со своим лётчиком четыре раза летал на боевые вылеты, бдительно охраняя в воздухе своего командира и самолёт. В этом вылете товарищ Гаврилов огнём пулемёта зажёг одну автомашину с боеприпасами противника и уничтожил до 6 вражеских солдат».

И в парадном строю на Красной площади 24 июня 1945-го наши герои, после войны ставшие крымчанами, чеканили шаг с орденами Отечественной войны на парадных мундирах. Войны, в которой они победили вместе со всем Советским Союзом. Для страны в целом, конечно, ордена не предусмотрены, но всё-таки у СССР их минимум два - Отечественной войны и Победы. Кстати, орденом Отечественной войны награждена и наша Феодосия. Не забываем.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.