«Ищем альтернативу ушедшим студиям»

18 Май 2022 563
Ольга Новикова.
Ольга Новикова.

Едва кинотеатры стали приходить в себя после чувствительных ковидных ограничений, как случилась новая напасть - западные кинокомпании отказываются от демонстрации своих фильмов в России. В связи с этим ассортимент кино сильно сузился: сейчас на афишах вместо голливудских новинок картины малоизвестных студий и отечественные ленты. Идут ли крымчане на эти фильмы? И есть ли риск, что кинотеат­ры полуострова закроются в связи с отсутствием зрительского интереса? Об этом мы говорили с директором предприятия «Мир кино» Ольгой Новиковой.

Сложности проката

- Кто формирует репертуар крымских кинотеатров? Можете ли вы сами выбирать фильмы для показа?

- В России работа кинотеатров - это частная предпринимательская деятельность, поэтому навязывать нам что-либо никто не может. Мы остаёмся свободными в выборе репертуара, было бы из чего выбирать. Многие зрители ошибочно полагают, что у нас в расписании остались исключительно российские фильмы. Это не так - мы и в нынешних условиях показываем новинки не только отечественного производства, но и иностранных компаний, в том числе США и Европы. От проката своих картин в России отказались несколько крупнейших студий - не все западные компании. Но, к сожалению, у многих зрителей нет понимания того, что кино, сделанное не гигантами киноиндустрии, тоже может быть качественным. В связи с этим прокат большинства картин сейчас проходит при практически пустых залах.

- При снижении интереса аудитории насколько велики финансовые потери крымского кинопроката?

- Мы думали, что настали сложные времена в 2018 году - после трагедии в ТРЦ «Зимняя вишня». Она напугала многих, и люди стали опасаться ходить в кино. Потом наступил «пандемийный» 2020 год, когда кинотеатры не работали вообще, и казалось, что хуже уже некуда. Выяснилось, что мы ошибались. В конце 2021 года ввели ограничения: посещать кинотеатры можно было только при предъявлении QR-кодов. В этот период в залах за целый день бывало по два-три человека. При этом расходы кинотеатра не зависят от количества посетителей: нужно платить зарплату персоналу, оплачивать электричество и так далее. На этом трудности не закончились. 1 марта от работы с российским кинопрокатом отказались крупные западные компании. Конечно, все эти события сильно сказались на посещаемости кинотеатров и на наших доходах. Например, если в марте 2019 года посещаемость одного нашего кинозала составила 10 тыс. человек, то за аналогичный период 2020-го она была 7 тыс., а в марте этого года - 3,7 тыс. То есть, сейчас посещаемость в два раза меньше даже по сравнению с кризисным пандемийным годом. Падение доходов нашей сети в период с 2019-го по 2021 год составило 36%. И это при том, что мы добавили одну точку кинопоказа, которая стала приносить дополнительную прибыль. Если рассматривать локально каждый кинотеатр, падение доходов составляет 60-65%. По статистике, в 2021 году 80% кассовых сборов всех кинотеатров Крыма пришлось на фильмы зарубежного производства. Поэтому привлечь такое количество зрителей, как раньше, только силами оте­чественного кинематографа мы вряд ли сможем.

- Возможно, дело в том, что фильмы гигантов киноидустрии предназначены именно для показа на большом экране - зритель идёт на спецэффекты, объёмный звук, погружение в атмосферу? А кино небольших студий можно посмотреть и дома - по телевизору или в интернете.

- Да, безусловно. Поэтому уход с российского рынка крупных игроков киноиндустрии стал трагедией для отечественного проката. Воп­рос, как привлечь зрителя на те картины, которые сейчас остались на экранах, актуален для каждого кинотеатра нашей страны. Жаль, люди не понимают, что поход в кино - это не только просмотр фильма. Это культурное событие, повод собраться с семьёй или друзьями. Или даже самому выйти из дома и получить новые впечатления. Поэтому мы не хотим останавливать свою работу - чтобы давать тем немногим зрителям, которые всё ещё приходят, возможность получать положительные эмоции и поднимать настроение.

В кинотеатр - на новинки

- Сейчас в повторный прокат выходят старые российские и даже советские ленты. Крымчане идут на эти фильмы? Всё-таки большая часть зрителей ходит в кино, чтобы увидеть картины, которые ещё нельзя посмотреть в интернете. Условный «Брат» уже давно в открытом доступе, и, кажется, все, кто хотел, его видели. Повторные показы будут востребованы?

- Мы не стали идти по этому пути. На мой взгляд, повторный показ некоторых картин возможен, только если кино действительно эффектное и его стоит ещё раз посмотреть на большом экране. В целом я не считаю, что ретроспективы станут популярными среди крымских зрителей. Дело в том, что кинопредпочтения жителей разных регионов заметно отличаются. И для Крыма повторные показы неактуальны. На полуострове долгое время было очень немного кинотеатров, из-за чего сложилась традиция всё смотреть дома. Кто пойдёт в кино на картину, которая и так неоднократно пересмотрена? Крымчане привыкли ходить в кинотеатры на новинки.

- В вашем расписании уже появились картины из Белоруссии и Китая. Будет ли происходить дальнейшая переориентация на кинопродукцию незападных стран?

- Ищем альтернативу картинам ушедших с российского рынка студий, чтобы сохранить разнообразие репертуара. Сейчас он у всех кинотеат­ров очень схожий. И раз нет кассовых картин, нужно привлекать зрителей чем-то необычным. Это один из способов выживания в нынешних нелёгких условиях.

- Кино незнакомых широкому зрителю производителей пользуется спросом у крымчан?

- Да. Например, мы взяли в прокат картины корейских кинематографов и они показали себя достаточно хорошо с коммерческой точки зрения. Кроме того, мы получили разрешение показывать записи спектаклей. Уже некоторое время сотрудничаем с театральным фестивалем «Золотая маска» - проводим трансляции их постановок. Есть и спектакли зарубежных театров на языке оригинала с русскими субтитрами.

- Как насчёт индийского кино? Некогда оно было чрезвычайно популярно в нашей стране. Может, снова настал «звёздный час» Болливуда?

- С прокатом любого зарубежного кино есть одна сложность: для того чтобы его показывать, нужно сделать дубляж. Этим занимаются прокатные компании или сами производители. Пока индийского кино на российском рынке нет, но когда оно появится, мы с удовольствием попробуем его показывать. Болливуд производит гораздо больше фильмов, чем Голливуд - Индия на сегодня является лидером по производству кино. Причём в плане качества спецэффектов индийская киноиндустрия давно обогнала западных конкурентов. Также мы ждём картин из Южной Кореи, которая зарекомендовала себя как производитель интересных и зрелищных фильмов. Думаю, они будут интересны крымскому зрителю.

Сохранить кино

- Отечественные кинотеатры работают на импортном оборудовании. Сейчас есть возможность продолжать его обслуживать, покупать нужные комплектующие?

- По звуку есть аналоги российского производства, но с кинопроекторами история аховая. В основном их делают в Бельгии, Японии и Китае. Возможно, придётся перейти на китайские комплектующие, но мы их пока не пробовали, и неизвестно, насколько они качественные. Ввиду отсутствия любых комплектующих и запчастей мы сейчас изо всех сил бережём то, что есть, и следим за ситуацией на рынке, чтобы понимать, как в дальнейшем выстраивать логистические цепочки поставок оборудования.

- Крымское правительство рекомендовало муниципалитетам на полгода освободить кинотеатры от арендной платы. В нынешних реалиях это поможет спасти индустрию от разорения?

- Крымские кинопрокатчики обращались к главе рес­публики Сергею Аксёнову с просьбой поддержать отрасль в условиях кризиса. Мы понимаем, что просить каких-то субсидий нет смысла, потому что региональный бюджет и так испытывает большую нагрузку. Но отмена арендной платы тоже может стать хорошим подспорьем. Это значительная статья расходов, при этом многие киноплощадки арендуют помещения у муниципалитетов. Мы благодарны, что нас услышали.

- Есть ли риск, что крымские кинотеатры закроются насовсем?

- Сейчас мы пытаемся увеличить посещаемость, но на это нужно время. Минимум, до конца этого года. Есть риск того, что не все крымские кинотеатры переживут кризисный период и будут вынуждены остановить свою деятельность. Наша сеть, например, уже закрыла один из кинотеатров, и мы не смогли возобновить его работу, потому что это невозможно финансово. Любая денежная помощь со стороны государства сейчас не просто не лишняя, а жизненно необходима. В целом многие кинопрокатчики говорят о том, что в нынешних условиях лучше не работать вообще, чем продолжать убыточную деятельность. Но мы намерены сделать всё возможное, чтобы сохранить кино в Крыму.

Елена ЮМАНОВА.