Грудью на дзот

17 Май 2022 1837
Номер «Красного Крыма» за 11 мая 1944-го. Ради этих слов погибли и герои-«матросовцы».
Номер «Красного Крыма» за 11 мая 1944-го. Ради этих слов погибли и герои-«матросовцы».

Нет, не было такого приказа во время войны - быть не могло, ведь это удел немногих, самых отважных и решительных. Случаются на войне моменты, когда не остаётся иного выхода, когда обязательно надо продвинуться вперёд, спасти товарищей, выполнить боевую задачу, освободить землю, мирных граждан, завершить атаку, но всё задерживает огонь вражеского пулемёта из узкой щели дота (долговременная огневая точка из бетона) или дзота (деревянно-земляная огневая точка). Тот пулемёт противника строчит не переставая, заставляет задерживаться, прижимает к земле, забирает товарищей… Отважных принято называть «матросовцами» - по имени Александра Матросова, что в феврале 1943-го, у ныне несуществующей деревни Чернушки (теперь там памятник герою) Псковской области бросился на амбразуру фашистского дзота, ценой жизни подарив товарищам мгновения для атаки. Такие герои были и в боях за наш полуостров. Вспомним.

От Армянска

В минувшем выпуске руб­рики мы вспомнили подвиги 25-летнего Александра Калоева и 26-летнего Павла Костенко, рискнувших собой во имя других в боях за село Перекоп Красноперекопского района и высоту на мысе Тархан Керченского полуострова.

А также не упомянутых в сводках комсорга роты Кочменко и 19-летнего Зию Исянова: о первом, погибшем на керченском полуострове, написала наша газета, тогда «Красный Крым», в январе 1943-го, возможно просто искажена фамилия Павла Костенко, возможно, речь о 21-летнем Григории Кочменко, хотя он числится погибшим несколькими месяцами ранее в Новороссийске. О втором, подобравшемся к амбразуре, но не успевшем сделать бросок, сражённым очередью из пулемёта, узнали из документов архива Министерства обороны страны. Оба случая - на Керченском полуострове, где за удержание плацдармов сражались участники Керченско-Эльтигенского десанта.
Тот десант, а также форсирование Сиваша осенью-зимой 1943-го, занятые и удерживаемые плацдармы дали возможность для начала 8 апреля 1944-го Крымской наступательной операции 4-го Украинского фронта командующего Фёдора Толбухина, Отдельной Приморской армии Андрея Ерёменко, 19-го танкового корпуса Ивана Васильева, 51-й армии Якова Крейзера, 2-й Гвардейской Георгия Захарова, при поддержке 4-й (Константина Вершинина) и 8-й (Тимофея Хрюкина) воздушных армий, Черноморского флота Филиппа Октябрьского, Азовской военной флотилии Сергея Горшкова, крымских партизан и подпольщиков. В первый же день наступления на окраине освобождаемого Армянска закрыл собою огневую точку вражеского дзота гвардии лейтенант 9-го гвардейского стрелкового полка 22-летний уроженец Читинской области Пётр Карелин. Он мечтал стать лётчиком, но в 1942-м курс Омской авиашколы направили в пехоту - на оборону Сталинграда. Там был тяжело ранен, после освобождал Донбасс, форсировал Днепр. В боях за Крым рота дважды кавалера ордена Красной Звезды сражалась за Армянск, гранатами уничтожить дзот, мешавший наступлению, не удалось, тогда командир закрыл амбразуру своим телом, подарив товарищам время для атаки. Населённый пункт был освобождён, там и похоронили офицера, местная школа-гимназия теперь носит имя Петра Карелина, посмертно в мае 1944-го ставшего Героем Советского Союза.

Через несколько часов, уже на рассвете 9 апреля, погиб «матросовец» 1164-го стрелкового полка, 19-летний лейтенант из Московской области Владимир Калинин. Участник обороны Москвы в Крыму командовал взводом, первым преодолевшим озеро Айгульское и ворвавшимся в траншеи врага. Но там оказался замаскированный дзот, пулемёт из которого косил товарищей и мешал наступлению. Гранаты не помогли и лейтенант принял отчаянное решение. В мае 1944-го Владимиру Калинину, похороненному в селе Новоалександровка Красноперекопского района, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В братской могиле у села Воронцовка Красноперекопского района похоронен и гвардии старший сержант Александр Коробчук. Уроженцу Подольской губернии (позже - Хмельницкой области) командиру отделения 262-го гвардейского стрелкового полка было 26, когда он закрыл собой амбразуру фашистского дзота у реки Чатырлык - 12 апреля 1944-го. Через месяц Александру Коробчуку посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

До Севастополя

Из всей Крымской наступательной операции самые длительные бои были за Севастополь, где фашисты укрепились основательно, создав целую полосу мощных дотов. И именно за Севастополь погибло большинство крымских «матросовцев». Первым, ночью 28 апреля 1944-го, старший сержант командир взвода 57-го отдельного штурмового инженерно-сапёрного батальона 27-летний курянин Фёдор Скорятин. Кавалер орденов Отечественной войны и Красной Звезды, медали «За отвагу» должен был с товарищами блокировать огневые точки противника, чтобы наша пехота могла наступать на Сапун-гору. Втроём они подползли к одному из дотов, но фашисты обнаружили красноармейцев. Двоих убили, комвзвода тяжело ранили, но он сумел бросить связку гранат и навалиться на амбразуру. Героя похоронили у подножья Сапун-горы, позже считается, что перезахоронили в посёлке Дергачи. В марте 1945-го Фёдору Скорятину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а в Инкермане позднее появилась улица его имени.

Есть в Севастополе и улица имени 22-летнего лейтенанта 1372-го стрелкового полка Михаила Дзигунского. Он, уроженец Винничины, тоже похоронен на мемориале в посёлке Дергачи - погиб 7 мая при штурме Сапун-горы. В том бою командир взвода уже успел лично уничтожить два десятка врагов, его взвод штурмом занял три дота, но из четвёртого всё строчил пулемёт, даже брошенные гранаты не помогли. Тогда офицер, подполз к доту и резким толчком бросился на орудийную щель. Время было выиграно, бойцы продолжили штурм. В марте 1945-го посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

За год до Великой Победы, в День освобождения Севастополя, 9 мая 1944-го, бросились на вражеские огневые точки двое бойцов 997-го стрелкового полка. Старшему сержанту командиру отделения Степану Погадаеву, уроженцу Иркутской губернии (Иркутской области), было 38. Его товарищи штурмовали Сапун-гору, но наступление задерживал вражеский пулемёт, отчаянное решение и сибиряк закрывает собой огневую точку противника, даря драгоценный миг для атаки. В марте 1945-го Степану Погадаеву посмерт­но присвоено звание ГерояСоветского Союза, а позже в освобождённом Севастополе появилась улица его имени.

Штурмовал Сапун-гору и 26-летний сержант Александр Удодов из Донетчины, уже прославившийся со своим отделением тем, что в начале мая горстка смельчаков внезапной ночной атакой выбила врага из траншей у Инкермана и удерживала плацдарм до подхода подкрепления. В боях за высоту, подобравшись к вражескому доту, закрыл амбразуру собой. Он - единственный из крымских «матросовцев», кому повезло выжить после героического поступка. Тяжело раненый, почти год провёл в госпиталях, в марте 1945-го стал Героем Советского Сою­за. До 40-летия Победы не дожил несколько месяцев.
.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.