Шаги к освобождению

27 Апрель 2022 620
Советские морпехи у арки на Приморском бульваре.
Советские морпехи у арки на Приморском бульваре.

Эта окончательно-счастливая для полуострова история случилась 78 лет назад, после того как в 8 утра, 8 апреля 1944-го, огненные громогласные артиллерийские залпы на Сиваше и Перекопе возвестили о начале долгожданной Крымской наступательной операции. Артподготовка длилась два с половиной часа, затем в атаку пошли люди - уже к вечеру первое освобождение - Армянск. В предыдущих выпусках рубрики (5, 6, 12, 13, 19 и 20 апреля) мы вспомнили, как ещё с тревожного июня 1941-го начинался на полуострове путь к Победе, вспомнили некоторых из тех, кто лишь часы-дни не дожил до приближаемого ими освобождения. И вместе с нашими читателями, с помощью документов, хранящихся в Государственном архиве республики, пытаемся заглянуть в те дни спасения. Фашистам осенью 1941-го понадобилось почти два месяца, чтобы оккупировать большую часть территории Крыма и ещё более 250 дней, чтобы занять Севастополь. Красная Армия в 1944-м смогла изгнать врага со всего полуострова за 35 дней - с 8 апреля по 12 мая, когда добили последних гитлеровцев, отступивших к мысу Херсонес.

9 мая 1944-го

Накануне диктор Юрий Левитан прочёл по радио такую долгожданную для большинства крымчан сводку Совинформбюро: «Развивая успех, советские бойцы выбили немцев из ряда высот и опорных пунктов и завязали бои на ближайших подступах к Севастополю». Из ряда высот и опорных пунктов - это Сапун-гора, Инкерман, Мекензиевы горы… всего несколько километров отделяли освободителей от Севастополя, города двух героических оборон, 1854-55-го и 1941-42 года, так ожидавшего того спасения от врага.

- А как ждали их мы, дети геройского города, - рассказывает наша читательница Галина Васильевна. - Мне было почти пять лет тогда - родилась ровно за два года и месяц до Великой Отечественной. Детские воспоминания - это бомбёжки, раненые в госпитале, где работали мама Ольга и 12-летняя сестрёнка Валя, мы и жили там при гос­питале, в штольнях, так как наш дом разбомбили фашисты ещё в декабрьский штурм. В этом военно-морском гос­питале, что разместился потом в штольнях, мама работала ещё до войны, перед самой сдачей Севастополя госпиталь эвакуировали, но мы с мамой замешкались при посадке на корабль, точнее, я испугалась чего-то, убежала и спряталась в кипе мешков. В общем, остались мы в городе. Вернуться в штольни уже не могли, враг был совсем рядом, а потом узнали, что они вообще уничтожены - до сих пор не знаю, наши ли, отступая, взорвали или уже фашисты - там ведь ещё и склады оружия были рядом в штольнях. И люди - много, другой госпиталь, мастерские какие-то, такие же семьи из разрушенных домов. Наверное, они все погибли…. А мы поселились в пещере одной из прибрежных скал, там тоже многие жили, ведь домов целых в городе почти не осталось, а те, что сохранились - враг занял. Как выживали… страшно вспоминать… Мы так ждали освобождения: когда вновь начались активные бои, радовались - наши, значит, близко. Для меня освобождение - образ девушки санинструктора, что после жуткого обстрела заглянула в нашу пещеру: «Не нужна ли помощь?». Увидела мои испуганные глаза, улыбнулась, сказав, что Севастополь уже наш, советский, и протянула мне на ладони красивую морскую ракушку и кусочек сахара. Та ракушка теперь у меня на груди висит постоянно - талисман, а сахар всегда покупаю только кусковой - напоминание об освобождении и мире.

И утренняя сводка от Советского информационного бюро ровно за год до Великой Победы, большой, общей, о местной, но такой значимой крымской победе - 9 мая 1944-го. «Войска 4-го Украинского фронта (командующий Фёдор Толбухин. - Ред.) при массированных ударах авиации и артиллерии продолжали наступательные бои против немецко-фашистских войск. Сломив упорное сопротивление противника, наши войска ночью, несколько часов тому назад, штурмом овладели крепостью и важнейшей военно-морской базой на Чёрном море - городом Севастополь. Тем самым ликвидирован последний очаг сопротивления немцев в Крыму, и Крым полностью очищен от немецко-фашистских захватчиков. <> Ночью части Н-ского гвардейского соединения (тогда не принято было рассекречивать подразделение. - Ред.) в ходе упорных боёв сломили сопротивление противника и полностью очистили от немцев северное побережье Северной бухты. Советские артиллеристы выдвинули на побережье до 60 орудий и прямой наводкой уничтожали вражеские суда, находившиеся в Северной и Южной бухтах. Советские пехотинцы и танкисты при поддержке массированных ударов авиации и артиллерии пошли на штурм внутреннего Севастопольского обвода - последнего железобетонного оборонительного рубежа немцев на ближних подступах к Севастополю. Этот рубеж состоял из долговременных железобетонных сооружений, большого числа дзотов, блиндажей, противотанковых рвов, минных полей и проволочных заграждений советские части разбили немецко-фашистские войска, оборонявшие внутренний обвод, заняли Малахов курган, Слободу Корабельную, Слободу Рудольфову и ворвались в центр города. Южнее Севастополя бойцы Н-ского соединения овладели хутором Отрадный, посёлком 6-я Верста (ныне 5-й Километр), Джаншиев (ныне мыс Лермонтова). В ожесточённых боях наши войска разгромили противника и полностью освободили от немецко-фашистских захватчиков город русской славы - Севастополь. Разгромлена крымская группировка немцев, Крым полнос­тью очищен от немецких мерзавцев. Противник понёс огромные потери в живой силе и технике. <> Длительной и героической 250-дневной обороной Севастополя в 1941-1942 году Красная Армия показала непревзойдённый пример мужества и храбрости. В мае 1944 года Красная Армия, в три дня овладев крепостью и военно-морской базой Севастополь, одержала ещё одну славную победу».

О цене той победы говорили новые братские могилы, увенчанные пирамидками со звездой. В память о тех звёздах, о пятиконечных красных лучиках на головных уборах наших бойцов спустя менее года, 1 мая 1945-го, Севастополь назван Иосифом Сталиным «городом-героем». Официально, с вручением медали «Золотая звезда», звание присвоено в 1965-м.

12 мая 1944-го

Севастополь уже был советским, но враг ещё пытался скрыться, отступал, сопротивляясь, наши авиация и торпедные катера несколько дней наносили удары по уходящим судам противника в Казачьей, Стрелецкой и Камышовой бухтах, где скапливались фашисты.
И вот новая сводка за 12 мая 1944-го: в Крыму войска 4-го Украинского фронта полнос­тью закончили ликвидацию остатков войск противника в районе мыса Херсонес.
В ходе боёв по разгрому Севастопольского плацдарма противника и очищению мыса Херсонес нашими вой­сками с 7 по 12 мая уничтожено: танков и самоходных орудий - 49, самолётов - 87, орудий разных - 308, миномётов - 331, пулемётов - 620, автомашин - 564, складов разных - 24. Противник потерял только убитыми более 20 тысяч солдат и офицеров».

И рассказ о хороших военных трофеях, что удалось захватить - в том числе более 46 тысяч стрелкового оружия, и о пленных, почти 25 тысячах, среди которых два генерала - командующие 5-м армейским корпусом и 111-й пехотной дивизией фашистов. И итоги всех 35 суток Крымской кампании с 8 апреля по 12 мая, когда уничтожено более 50 тысяч фашистов и 188 их танков, самоходок, а наши военные трофеи составили 111 танков и почти 85 тысяч единиц стрелкового оружия, что потом громило врага вплоть до Берлина.

Наши безвозвратные потери, убитые и пропавшие без вести, за тот период - 17754 человека, раненых было более 67 тысяч. Памятником им всем стал пусть разрушенный, но не покорившийся, спасённый Севастополь. А 10 мая, в час ночи, Москва от имени Родины салютовала защитникам, освободителям, жителям, Севастополю 24 залпами из 342 орудий - салют первой категории. За всё время так салютовали лишь 23 раза - в честь освобождения столицы союзной республики, при овладении столицами других государств и в честь некоторых других особо выдающихся событий. Наш освобождённый Севастополь стал как раз таким «особо выдающимся». Не забываем!

Фото с сайта waralbum.ru 

Наталья БОЯРИНЦЕВА.