«Дефолт нам не грозит»

Обзор главных экономических событий недели

27 Апрель 2022 470
Дефолт 1998 года больно ударил по благосостоянию многих россиян.
Дефолт 1998 года больно ударил по благосостоянию многих россиян. Фото из открытого источника.

Западные страны заморозили около 300 млрд. долларов валютных резервов Центрального банка России. Об этом заявила глава регулятора Эльвира Набиуллина. Тем не менее, по её словам, наша страна обладает необходимыми ресурсами, чтобы избежать дефолта, который России обещал Международный валютный фонд. По словам его руководителей, несмотря на то, что суверенный долг нашего государства не является большим в глобальном масштабе, ограниченный доступ к мировому рынку может значительно повлиять на экономику страны.

Деньги есть

В современной России дефолт случился лишь однажды: в 1998 году страна не смогла расплатиться по внутренним краткосрочным облигациям. Начался финансовый кризис: рубль к концу года практически обесценился, потому что власти отказались поддерживать его курс. Тогда сильнее всех пострадали российские банки, которые покупали государственные краткосрочные облигации. На них приходилось 45 млрд. долларов из 96 млрд. общих потерь российской экономики. Несколько крупных банков объявили о банкротстве, из-за чего население потеряло свои вклады.

«Сейчас у России есть все необходимые финансовые ресурсы, поэтому никакой дефолт нам не грозит, - заявила Эльвира Набиуллина. - По мере необходимости мы можем задействовать часть доступных золотовалютных резервов для оплаты импорта. Кроме того, сегодня негосударственные пенсионные фонды находятся в устойчивом состоянии. Поскольку пенсионные накопления были инвестированы только в рублёвые активы, санкции и валютные риски наименьшим образом ударили по ним».

При этом в Минфине РФ уточнили, что поскольку у России есть деньги, чтобы исполнять свои долговые обязательства, временное неисполнение нельзя считать отказом от них. Все возможные претензии кредиторов должны быть переадресованы властям государств, незаконно создавшим препятствия для выплаты внешнего долга, констатировали в ведомстве.

Все аптеки - спекулянты

Генеральный прокурор России Игорь Краснов объяснил рост цен на медицинские препараты в российских регионах жаждой наживы бизнесменов.

«Проведённые проверки показали, что на пути от изготовителя до конечного покупателя стоимость лекарств в медучреждениях и аптеках многих регионов выросла в разы по причине порой необъяснимой жадности коммерсантов от медицины», - пояснил он.

Генеральный прокурор поручил продолжать мониторинг цен на лекарственные препараты и медицинские изделия. Он потребовал довести надзорные мероприятия до логического завершения, потому как «тот, кто нарушил закон, должен за это ответить». Аналогичным образом на системной основе должны быть проверены все цепочки ценообразования, обоснованность установления торговых наценок на товары первой необходимости и продукты. Попытки откровенных спекуляций в период нестабильности на рынке должны быть жёстко пресечены, резюмировал Игорь Краснов.

Спрос растёт - растут доходы

Российские поставки за рубеж коксующегося угля в марте выросли почти в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом. Это при том, что цены на энергоресурс за прошлый год выросли в три раза, а в начале этого года - ещё в два. На фоне того, как традиционные покупатели российского топлива сокращают поставки, его активно скупает Китай. Так, если в марте 2021-го Пекин закупил 550 тыс. тонн коксующегося угля, то в нынешнем году этот объём был увеличен до 1,4 млн. тонн.

«Импорт угля из России в Китай продолжит расти, так как в Поднебесной 60% производства всей электроэнергии вырабатывается на угольных ТЭС, - прокомментировал аналитик Владимир Чернов. - Кабинет министров Китая рассказал о планах нарастить добычу и импорт угля на фоне опасений дефицита электроэнергии, как было в прошлом году. Согласно прогнозам в 2022-м потребление угля в Китае вырастет на 2,2%. По нашему мнению, Россия способна стать бенефициаром увеличения потребления угля в Поднебесной».

Аналитик уточнил, что сейчас обсуждается соглашение о поставках Китаю 100 млн. тонн угля в год - вдвое больше, чем в 2021-м. Это обеспечит рост доходов России от экспорта.

Елена ЮМАНОВА.