Елена Усачёва: Вся жизнь - борьба, победы и движение вперёд

12 Апрель 2022 2336

Среди россиян, ставших верными друзьями крымчан - мос­ковская детская писательница, сценарист, журналист Елена Усачёва. Мальчишки и девчонки разных возрастов с восторгом общаются с ней, а родители, слушая их весёлые рассказы, радуются, что у детей появился такой «путеводитель» в мире литературы.

- Елена, а с чего началась ваша дружба с крымчанами?

- С литературного фестиваля «Волошинский сентябрь»
14 лет назад. Я провела «Детский день», который имел такой успех, уж не сочтите за бахвальство, что он прочно вошёл в фес­тивальную программу, и с тех пор я каждую осень в Коктебеле. Конечно, одним днём наши встречи не ограничиваются. И они расширили фестивальное пространство вовлечением окрестных школ - Щебетовки, Старого Крыма, Феодосии.

- Без личного интереса этим вряд ли занимались бы?

- Конечно, без этого никак.

И он не мог не появиться: крымские дети - огонь! Они потрясают своей естественностью, открытос­тью, желанием общаться.

- В других местах разве не такие?

- К сожалению, в крупных городах дети порой настолько зашуганы, что либо не вовлекаются в разговор, либо не готовы реагировать на игру. А здесь мы с ребятами веселимся, непринужденно разговариваем на разные темы. Стараюсь открыть им огромный мир литературы. В том числе через викторины, конкурсы в игровой форме. Участники получают в подарок книги, спрашивают, что ещё можно почитать. Видеть их эмоции - такое удовольствие! Главное - они начинают понимать, что читать книги - это круто!

- Вы дарите им свои книги?

- Не только. Разные. Стараюсь привозить те, которых они здесь не приобретут. Например, очень популярные во всём мире японские комиксы - манга. Сегодняшние ребята увлекаются аниме - японскими анимационными сериалами, поэтому и комиксы им интересны.

 - Вы тоже смотрите эти фильмы?

- Конечно! И с большим интересом. Среди самых любимых, конечно, Хаяо Миядзаки - «Ходячий замок», «Небесный замок Лапута», «Унесённые призраки», «Мой сосед Тоторо».

- Чем же они лучшие отечественных, на которых выросло не одно поколение?

- Они не лучше, а просто другие. Никто же не говорит, что наши не надо смотреть. Кстати, сам Миядзаки признаётся, что очень высоко ценит мультики Юрия Норштейна, что на него сильное впечатление произвела «Снежная королева» Льва Атаманова. Просто не всё, что читали и смотрели мы в своём детстве, так же трогает современных детей. Они живут в ином ритме, в более широком пространстве, и с этим нельзя не считаться.

 - Вы сразу пришли в детскую литературу?

- Писателем становиться не собиралась. Учителем начальных классов хотела быть. Поэтому окончила Московский педагогический государст­венный университет имени Ленина и с удовольствием работала в школе. Говорят, с кем общаешься, до его уровня поднимаешься. Вот ребята и дотянули меня до своего уровня. Видимо, потому что мне было интересно всё с ними связанное.

- А почему именно самым маленьким хотелось преподавать?

 - Потому что начальный класс - твоё королевство. Не все понимают, как много зависит от первого учителя. А это - мощная сила. Ведь у ребят в этом возрасте закладываются понятия о дружбе, добре и зле, сопереживании и равнодушии. Мне хотелось нести малышам умное, доброе, вечное.

- И всё же школу покинули. Почему?

- Пошла вперёд, поблагодарив за опыт. Но с детством, как видите, не рассталась. Просто расширила свою аудиторию

- То есть, осознанно пошли в писатели?

- Вполне. Ещё во время учёбы в университете писала сценарии для «Спокойной ночи, малыши». С лёгкой руки моей замечательной преподавательницы, признанного специалис­та в детской литературе Ирины Николаевны Арзамасцевой, профессора, доктора филологических наук. Она знала редактора популярной программы, и предложила всему нашему курсу попробовать себя в этом деле. Из ста человек, сидевших в аудитории, откликнулась я и ещё одна девушка. Не скажу, что передо мной сразу же расстелили ковровую дорожку. Первый сценарий вернули на доработку. А потом два года проработала в редакции.

- Отчего и её покинули?

- Так получилось: начался кризис, сменилась команда, новой не нужны были авторы со стороны. Но мне двух лет хватило, чтобы из педагогики переориентироваться на литературу.

 - Как приверженец фундаментальных знаний, снова учиться отправились?

- Надо было «вытряхнуть» из себя педагога, поэтому поступила на драматургическое отделение Литературного института: творческий вуз хорошо перенастраивает голову.

- В прошлом году вы привозили на всесоюзный кинофес­тиваль «Человек, познающий мир», который уже восемь лет проходит в Крыму, детских писателей, и они предлагали свои книги для экранизации опытным кинематографистам. Это дало какой-то результат?

- Детская литература всегда дружила с кинематографом. Все хорошие книжки раньше экранизировались. Сейчас эта связь утеряна. Мало какие книжки попадают на экран. Утраченное надо восстанавливать. Начали мы с открытого Российского анимационного фестиваля в Суздале, а потом и в игровое кино пришли. На фестивале «Человек, познающий мир» вместе с известными писателями из Москвы, Томска, Пет­розаводска участвовали наши крымские коллеги, которые хотят сотрудничать с кинематографистами. Тогда родилась идея создания сценарно-режиссёрской лаборатории и отдельной номинации фестиваля - за лучшую сценарную заявку. Надеемся, в когорте киносценаристов появятся новые имена.

- А что с вашим знаменитым творческим объединением «Остров Ю»?

- Мы создали его пятнадцать лет назад, когда детская литература не имела никакой поддержки. Писатели разных регионов объединились, чтобы дать понять: детская литература есть, никуда не подевалась. «Островом Ю» мы участвовали в разных фестивалях, проводили мастер-классы, дарили свои книги, вникали в интересы наших юных собеседников.

А теперь и кинематограф обратил на нас внимание, благо у Министерства культуры выделена отдельная статья расходов на детское кино. Стали сниматься мультфильмы по произведениям современных детских писателей. Так что мы доказали свою состоятельность.

- Вы как-то сказали, что писателем может стать каждый, если очень захотеть. А как же талант?

- Это такая игра с ребятами: я говорю, что писателем может стать каждый и предлагаю проявить себя в этом, поразмышляв, подходит ли им это дело. Подсказываю, что для этого нужно: фантазия, любовь к чтению, любопытство, умение рассказывать истории. Большинство ведь в детстве фантазирует, потом это у одних куда-то девается, а у других остаётся, и это - залог писательства. Как и умение наблюдать за окружающим, за людьми, «подсматривать».

- Журналистика тоже стала для вас трамплином в литературе?

- Безусловно многое дала работа в «Пионерской правде», сотрудничество со многими периодическими изданиями, среди которых «Российская газета», «Литературная», «Мир новостей». Это была хорошая профессиональная и жизненная школа.

- Окрепшее перо «вонзилось» литературу?

- Да, в 2002 году в «Эксмо» вышла первая книга, с которой началось моё сотрудничество с издательством. Здесь у меня выходят для подростков книги в разных жанрах, есть целые серии: «Летний роман для девочек», «Истории о первой любви для маленьких принцесс», «Школьные истории». Есть написанные специально для юных леди - «Энциклопедия для девочек», «SPA для девочек». Это не значит, что они не интересны и не полезны мальчикам. Мне кажется, мои книги универсальны. Потому что они - о вечном и всех касающемся: дружбе, ответственности за поступки и слова, умении бороться и побеждать, двигаться вперёд, а не топтаться на месте.

- Сколько же у вас уже книг?

- Не отвечу, потому что после шестнадцатой перестала считать. В этом году исполняется двадцать лет моего литературного стажа. Бывало, что в год по две-три книги издавались.

- Темы и герои рождаются в тиши кабинета?

- Кабинетная тишь - это уже заключительный этап. Первоначальный - в жизни и голове. Замысел в любом месте может родиться.

- В Крыму пока ничего не родилось?

- Пока нет. Может, потому, что мне здесь так комфортно рядом с хорошими людьми, что расслабляюсь. А плохие здесь не попадались.

Фото Максима Гуреева

Людмила ОБУХОВСКАЯ.