Взаимная торговая симпатия

8 Апрель 2022 492
«Белорусский продукт» - это не бренд производителя, а собирательное название для товаров, отвечающих определённым стандартам.
«Белорусский продукт» - это не бренд производителя, а собирательное название для товаров, отвечающих определённым стандартам. Фото Анны Кадниковой.

У многих стран есть своё «торговое лицо». Например, японская техника, чешское пиво или бельгийский шоколад при прочих равных в глазах большинства потребителей стоят на ступень выше аналогичных товаров из других государств. Своё «лицо» есть и у Белоруссии. От неё российские и крымские покупатели ждут простых, понятных и качественных товаров. Сейчас в условиях санкций и ухода с отечественного рынка многих производителей спрос на белорусский импорт велик, как никогда.

Связующий поезд

Интерес к товарам из Белоруссии в Крыму во многом связан с гарантией того, что при их производстве соблюдают старые, добрые советские ГОСТы. Это значит, что продукты делают из натурального сырья и без использования дешёвых суррогатов, а потребительские товары не одноразовые, как, например, большинство китайских, а долговечные и надёжные. Неудивительно, что, согласно данным Южного таможенного управления ФТС Республика Беларусь стала крупнейшим торговым партнёром в крымском импорте. 29,5% товаров, привезённых в наш регион из-за рубежа, белорусского производства.

- В то же время Республика Беларусь - это на сегодня второй по объёму рынок экспорта для Крыма, на который приходится около 20% вывози­мой за пределы полуострова продукции, - констатирует председатель Комитета Государственного Совета РК по бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политике Ольга Виноградова. - Товарооборот между двумя республиками составляет сотни миллионов рублей.

В первую очередь из Крыма в Белоруссию уходит продуктовая группа товаров и сырьё для её производства, продукция химической промышленности и технологическое оборудование. Сейчас для дальнейшего развития экономических отношений важно наладить транспортное сообщение. В том числе железнодорожное.

Работа в этом направлении вот-вот даст первые плоды. По словам посла России в Белоруссии Бориса Грызлова, уже достигнуты договорённости об организации прямого железнодорожного сообщения по маршруту Минск - Смоленск - Симферополь. По мнению политика, это важно для развития не только торговых отношений между республиками, но и для продвижения в Белоруссии крымского туристического продукта. Сейчас белорусам, желающим отдохнуть у Чёрного моря, приходится добираться на полуостров через Москву. Это значительно увеличивает время в пути и стоимость путешествия.
- Мы готовы организовать принимающую сторону, помочь белорусским туроператорам, заинтересованным в работе на крымском направлении, открытием представительств и продвижением туристических возможностей полуострова, - комментируют в пресс-службе Министерства курортов и туризма РК. - Белоруссия, в свою очередь, может быть интересна крымскому и в целом российскому туристу возможностями оздоровления, агро- и промышленным туризмом.

Доступнее для покупателей

Крымские власти намерены не только продвигать на белорусском рынке местный туристический продукт, но и расширять ассортимент экспортируемых в дружест­венное государство товаров.
В частности, речь идёт о налаживании поставок сакских лечебных грязей, препаратов и аппликаций на их основе, а также вина и эфиромасличной продукции. В целом ожидается, что товарооборот между республиками в ближайшее время будет увеличен на фоне глобальных экономических санкций стран Запада против России и Белоруссии.
- Белорусы делают прекрасный крепёж, но у нас он всегда в дефиците, потому что предложение не удовлетворяет спрос. Есть брестский ламповый завод, который производит очень качественные лампы на суперсовременном оборудовании, - рассказывает владелец сети магазинов белорусских товаров Аркадий Леус. - Белорусская одежда может получить у нас дополнительный рынок, учитывая уход европейских марок.

В РБ множество предприятий, которые готовы продавать свою продукцию в Крым. Но система поставок устроена так, что белорусские товары сначала попадают к нескольким посредникам в Москве, которые добавляют свои 15% к стоимости. И только у этих компаний можно купить что-то белорусское - прямой торговли между предпринимателями двух республик до сих пор нет.
От московских посредников белорусские товары попадают к региональным дистрибьюторам, «накидывающим» ещё 10-15% к стоимости, а уже потом - в торговые точки, которым, чтобы заработать, тоже нужно сделать наценку. В итоге изначально недорогие белорусские товары в Крыму продаются по космическим ценам, что неизбежно отражается на спросе.
По мнению крымских предпринимателей, силами только бизнеса эту проблему не решить. Правительству республики совместно с белорусскими властями следует проработать механизмы, позволяющие компаниям напрямую работать с любым контрагентом из любой точки Таможенного союза. Ещё одним действенным способом снизить цены на белорусские товары могла бы стать отмена торговых пошлин.

- Интеграционные процессы - это не только логистика и транспорт, но и общий финансовый рынок, - резюмирует Ольга Виноградова. - Мне кажется важным, например, то, что в Белоруссии уже несколько лет работает банковская система «МИР». То есть, у представителей бизнеса обеих сторон есть возможность проводить оплату напрямую - без необходимости привлекать дополнительные центры перевода и конвертации денег. После интеграции российского и белорусского рынков мы перестанем, наконец, оценивать товарооборот в долларах - пора все расчёты вести в рублях.

Елена ЮМАНОВА.

Елена ЮМАНОВА.