Это ультиматум?

22 Март 2022 796
Автобусов на маршрутах и сейчас не хватает - переполненные салоны стали нормой.
Автобусов на маршрутах и сейчас не хватает - переполненные салоны стали нормой. Фото Анны Кадниковой.

Общественный транспорт в крымских городах ходит, мягко говоря, не очень: в час пик салоны переполнены, днём маршруток и троллейбусов приходится подолгу ждать на остановках, а уехать вечером вообще нереально. Из-за несоблюдения графиков движения глава республики Сергей Аксёнов отказал перевозчикам в повышении стоимости проезда. Те, в свою очередь, грозят вовсе уйти с рынка.

Перевозчики уже давно сетуют на то, что нынешний тариф покрывает лишь половину фактических расходов предприятий. В последний раз стоимость проезда пересматривали ещё в 2019 году - с тех пор в Крыму сущест­венно подорожали дизельное топливо, автомобильные масла, шины, аккумуляторы и запасные части. Водители требуют увеличить зарплату. Многие из-за недостаточной оплаты труда уже ушли из сферы общест­венных перевозок, так что значительную часть имеющегося подвижного состава попросту некому водить.
- Сказать, что ситуация в нашей отрасли критическая, - не сказать ничего. За последние три года из сферы регулярных пассажирских перевозок ушли 16 предприятий, - сетует вице-президент Ассоциации автомобильных перевозчиков РК Зиновий Лудчак. - Пересмотр тарифов на городских и пригородных маршрутах сильно затянули. Если в соседних регионах стоимость проезда составляет 28-30 рублей, у нас - всего
17-22 рубля. Перевозчик получает ещё меньше - банк удерживает определённый процент за обслуживание валидаторов. При этом регулярные пассажирские перевозки не попали ни в одну государственную программу поддержки предпринимательства. На сегодня у частных перевозчиков, обновивших подвижной состав (за последние три года приобретено около 450 автобусов), очень большие долги по лизингу. На прошлой неделе лизинговые компании уже изъяли пять машин за неуплату. Мы не хотим никого пугать, но государственные предприятия должны быть готовы перекрыть городские и пригородные перевозки собственными силами.
Перевозчики уже сообщили о своих финансовых трудностях главе республики - он взял ситуацию под личный контроль. Но транспортные компании предупреждают: если поддержка не будет оказана в течение ближайших двух недель, с рынка уйдут ещё 15 компаний, обслуживающих городские и пригородные маршруты. Имея многомиллионные задолженности по лизингу, они не могут позволить себе взять новые кредиты даже по льготным ставкам, а без пополнения оборотных средств дальнейшая работа невозможна. Что касается пересмотра тарифа, к этому вопросу власти намерены вернуться не раньше мая.
- Задолженности, о которых говорят перевозчики, накопились не за последние три недели. Получается, тут дело в изначально неправильно выстроенной бизнес-модели, - комментирует глава Комитета Госсовета РК по бюджетно-финансовой, инвес­тиционной и налоговой политике Ольга Виноградова. - Перевозчики считают действующий тариф низким, но если предприятие может подтвердить свои затраты, разница между экономически обоснованным доходом и фактически полученным компенсируется государством. Получается, что у перевозчиков есть дополнительные финансовые источники, в том числе для покрытия лизинговых платежей. Тем не менее мы понимаем, что лизинг на сегодня подорожал, и готовы обратиться в Госдуму с просьбой оказать поддержку перевозчикам в этой части.

Елена ЮМАНОВА.