Победный фейерверк

16 Март 2022 2299
Новый флот Российской империи.
Новый флот Российской империи. Фото из открытого источника.

Помните, земляки, 16 марта восемь лет назад? Тревожное и решительное утро, когда торопились на участки Всекрымского референдума с тайной надеждой и отчаянием, «как в бой». Долгожданный и радостный вечер, когда, наконец, команда Избиркома во главе с Михаилом Малышевым подвела итоги, и победный фейерверк - «Крым в России!». Такой же победный фейерверк, посвящённый единению полуострова и тогда ещё Российской империи, расцвечивал небо без малого 235 лет назад. Правда, в Карасубазаре (Белогорске), но зато в присутствии иностранных послов - свидетелей, что Россия пришла в Крым навсегда и с добром.

От имени Крыма

История Крыма в Российской империи началась почти 240 лет назад, в апреле 1783-го, когда императрица Екатерина Великая подписала Манифест о принятии полуострова под державу Российскую.
- Но история российского полуострова более давняя,- рассказывает историк Игорь Павленко, - вспомните, что здесь проповедовал особо почитаемый на Руси Святой Андрей Первозванный, а сколько сражений провела Россия за эти земли, имена, подвиги, дипломатия, заслуги. Когда говорят, что в 2014-м полуостров воссоединился с Россией, всегда поправляю: вернулся в неё, домой. А на все санкции и недомолвки, что и 8 лет назад, и сейчас выказываются в адрес нашей страны, ещё тогда был достойный ответ: «На зависть Европы я весьма спокойно смотрю. Пусть балагурят, а мы дело делаем». Эти слова императрица Екатерина Великая написала управляющему новоприсоединённым краем Григорию Потёмкину, а он в свою очередь повелел написать на воротах крепости Ор-Капу (Перекоп), через которые императрица въезжала в Крым: «Предпослала страх и принесла мир» - всем народам, населявшим благодатный край.
Посетить «полуденный Крымский край» императрица решилась, несмотря на отсутствие удобного транспортного сообщения (ни поездов, ни самолётов, ни авто, ни пассажирских лайнеров, заходящих в крымские порты, ни Крымского моста тогда ещё не было у России), и вопреки уговорам «себя поберечь» - 57 лет, пожилая по тем временам. 6 января (по старому стилю) 1787 года в Царском Селе (ныне город Пушкин в Санкт-Петербурге) выстроились экипажи императорского кортежа, состоящего из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. В них разместились около 3000 человек свиты и обслуги, нашей и иностранной, а также сама императрица, 32 высших имперских сановника, послы Англии, Австрии и Франции. К 29 января добрались до Киева, где к путешествию Её Императорского величества в полуденный край России» присоединился ещё один император - Австрии, Иосиф Второй.
В губернском Киеве пробыли до 22 апреля - дальнейшее путешествие предполагалось по Днепру на полусотне галер, ждали, пока вскроется ото льда река. По пути к Крыму посетили молодые Екатеринослав (Днепропетровск, Днепр) и Херсон, а 19 мая въехали в ворота Перекопской крепости.
- А спустя три дня, 22 мая 1787-го, в честь императрицы и России позвучал в Крыму первый салют, - продолжает историк. - Сразу двойной - с береговых батарей и с кораблей нового Черноморского флота, стоящих на рейде в Ахтиарской бухте. Севастополь от имени всего Крыма приветствовал путешественников.  Примечательно, что Екатерина Великая, не урождённая Романова (она, напомним, немка по происхождению София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, взошедшая на Российский престол после дворцового переворота и гибели супруга Петра Третьего) иногда сравнивала себя с пятым из династии Романовых правителем Руси Петром Великим, а дела на юге - с построением Петербурга. Так вот, ей, как и Петру Великому, довелось принимать первый сухопутный салют и первый морской парад, но только уже не в целом в России, а в её новом регионе - Крыму. Традицию сухопутных салютов заложил Пётр Великий 21 октября 1709 года, когда Москва чествовала победителей Полтавской битвы, а первый морской парад прошёл в Санкт-Петербурге в 1714-м, в честь победы молодого Российского флота в сражении у мыса Гангут 27 июля. В Севастополе и первый салют, и первый парад провели в честь приезда Екатерины Великой.
Путевой дворец императрицы в Севастополе построили в Инкермане на площадке будущей горы Маячной, где спустя сотню лет появился нижний маяк. Когда путешественники сели обедать, Григорий Потёмкин приказал раздвинуть занавес, скрывавший балкон. Открылся прекрасный вид на Ахтиарскую бухту, новый город и флот в три десятка кораблей, флагман -  «Святая Екатерина». Кстати, первая в истории России «военная реконструкция» тоже состоялась тогда в Севастополе: корабль «Страшный» обстрелял фальшивый вражеский городок, устроенный на Северной стороне бухты - очередная победа русского флота, пусть и постановочная.

Шуври - Катран

Будучи в Севастополе и Бахчисарае, императрица не могла не посетить будущее село Родниковое в Байдарской долине - деревню Скеля, знаменитую стоячими камнями, менгирами. По словам историка, эта прогулка подарила нам легенду о Голове (Бюсте) Екатерины на склоне Демерджи, куда якобы поднималась императрица в сопровождении Григория Потёмкина, хотя посещение Южнобережья полуострова в планы и не входило.
- Зато точно известно, что имя Катран-яккан-тепе, Холм горящей смолы, вершина Шуври на восточном склоне Караби-яйлы, близ Карасубазара (Белогорска), получила благодаря посещению Екатериной Великой этих мест, - продолжает Игорь Павленко. - Не посетить Карасубазар императрица с сопровождавшими тоже не могла: ведь здесь во времена Крымского ханства был значимый город, здесь десять лет назад воевал и побеждал Александр Суворов, а четыре года назад на Белой Скале Григорий Потёмкин принимал присягу на верность России у крымской знати, в основном крымских татар. Путевой дворец, покрытый снаружи розовым мрамором, а внутри - буком, как пишется на сайте, посвящённом жизни императрицы, устроили на возвышенности у слияния рек Биюк-Карасу и Танас. Вечером, когда путешественники расположились на отдых, на вершине Шуври «вспыхнул вулкан» - множество бочек подожжённой смолы и фейерверк. Французский посол Луи де Сегюр вспоминал, как «все пригорки на 10 вёрст кругом вспыхнули тремя рядами разноцветных огней. Посреди этого  горящего круга возвышалась конусообразная гора, на которой яркими чертами блистал вензель императрицы. Из вершины горы вспыхнул прекрасный фейерверк, завершённый взрывами 300 тысяч ракет». Полуостров приветствовал Россию и императрицу, а в память о путешествии для неё на бывшем ханском монетном дворе в Феодосии выпустили золотую медаль «Путь на пользу».
Этот путь по полуострову продлился всего 12 дней, но даже за столь короткое время императрица Екатерина Великая в очередной раз сама убедилась и напомнила сопровождавшим её иностранцам, что Крым - благодатная земля, природа, люди-труженики, возможность быть Черноморскому флоту - настоящая жемчужина в короне России.
А то, что кто-то там «балагурит» - пусть, а мы дело делаем».

Кстати

Екатерина Великая понимала, что Крым - многонационален, уважать и ценить надо всех, а потому решила, что охранять её на полуострове будут крымские татары. Эскадроны сформировали из молодых представителей знатных родов, и именно они спасли императрицу неподалёку от Бахчисарая, когда на крутом горном спуске коней понесло: парни бросились под копыта и колёса экипажа, не дав упасть в пропасть. Ещё одна национальная конная рота - крымских гречанок, «благородных жён и дочерей балаклавских греков, в числе ста особ», женщин-воительниц, во главе с Еленой Сарандовой (во втором браке - Шидянской) приветствовала императрицу у деревни Кадыкой под Балаклавой. Екатерина Великая осталась «очень довольна исправной ротой».

Наталья БОЯРИНЦЕВА.