Художника обидеть может каждый

Возвращаясь к напечатанному

5 Февраль 2022 2785
ДХ в оковах.
ДХ в оковах. Фото автора.

Эта шутка-прибаутка для крымских мастеров изобразительного искусства обернулась бедой нешуточной. Владевшие помещениями бывшего главпочтамта в центре Симферополя на законных основаниях с 1983 года, переделавшие их под выставочные залы, они оказались на улице. А на дверях их дома висит теперь не приглашение посетить очередную выставку, а увесистый замок на цепях.

В год двадцатилетия До­ма художника наша газета опуб­ликовала интервью с его директором Николаем Мавринским под заголовком «Визитная карточка города». Многие годы такое определение соответствовало сути дома, ставшего местом не просто выставок, а встреч горожан с деятелями искусства и культуры. Здесь собирались не только художники, но и писатели, музыканты, актёры. Казалось, ничто не может это прервать. Увы…

И сегодня интервью даёт уже не директор Дома художника, а ликвидатор «юридического лица», как значится в документах, Николай Мавринский. Парализована работа не только Дома художника, но и Крымского отделения Союза художников России, и региональной общественной организации «Союз художников Крыма». Все сотрудники уволены. Как рассказал председатель Крымского отделения СХР Василий Жерибор, региональная общест­венная организация «Союз художников Крыма», которая распоряжалась всем имуществом, оказывала благотворительную помощь коллегам из республиканского отделения СХР, выплачивая зарплату его председателю, заместителю по творчеству и бухгалтеру. Поддержки от Союза художников России не было. И это при том, что 75 процентов от членских взносов исправно отправлялись в Союз художников России.

Возможность оказывать благотворительность бесправной российской организации иссякла вместе с возможнос­тью зарабатывать на аренде помещений ДХ и художест­венного комбината.

Руководства ДХ и Союза художников Крыма пытаются оспорить правомочность передачи их имущества в оперативное управление Распорядительной дирекции Министерства имущественных и земельных отношений республики постановлением правительства.

- В 2015 году были предоставлены все документы, подтверждающие, что Союз художников Крыма является правопреемником НСХУ и на этом основании всё принадлежавшее национальному Союзу имущество должно перейти к нам, - объясняет Николай Мавринский. - Но нас убеждают, что мы никакие не правопреемники, и все наши доводы отвергают. Нас уравняли с профсоюзами, имущество которых не регистрировалось за ними, а принадлежало государству. Но творческие сою­зы с 2000 года пользовались своим правом в отношении имущества согласно украинскому законодательству. Несмотря на это Федеральная служба кадастровой регистрации и картографии отказала нам в регистрации собственности на том основании, что это имущество республики.

И повторила отказ в 2019 году.

- Возникает вопрос: почему две организации, работавшие бок о бок, не объединились за семь российских лет?

- Потому что тогда бы не было основания претендовать на имущество. Поясню почему. Союз художников Крыма существует с 1992 года, как территориальное подразделение НСХУ, а значит, в 2014 году стал его правопреемником. В то время как Крымское отделение СХ России образовано только в конце 2014 года. Как только мы докажем свою правоту и наше имущество зарегистрируют в кадастре, сразу же соберём съезд и передадим имущество Крымскому отделению СХР. Сейчас наша задача - отстоять имущество всех крымских художников. Основания для этого есть. По постановлению правительства о собственности профсоюзных и иных общественных организаций Украины, находящихся на территории РК, оно является собственностью подразделений соответствующих организаций на территории РК. И только если таковых нет, переходит в госсобственность республики. Семь лет никто на нашу собственность не посягал, а в прошлом году это свалилось на нас, как снег на голову.

- Крымская общественная организация художников прошла перерегистрацию после 2014 года?

- Безусловно. По российскому законодательству она была зарегистрирована как созданная в 1992 году. Закон гласит: если организация владеет имуществом в течение 15 лет, то оно переходит в его собственность. А наша организация владеет им на протяжении уже 39 лет. Это неоспоримый факт. По украинскому закону, принятому в 1998 году, мы не могли быть владельцами собственности: она была принадлежностью головной организации - НСХУ. Тогда же нас обязали переименовать Союз художников Крыма в Крымское отделение НСХУ. В 2014 году мы вернули себе исконное название.

- Почему эта организация не вошла в СХ России?

- Потому что там нет коллективного членства, только индивидуальное. И каждый художник вступал персонально, не выходя из крымской организации. Взносы платили, кстати, только в СХ России.

- Дом художника в состоянии содержать себя?

- Безусловно. Это подтверждено всеми годами его существования. Для этого и вели хозяйственную деятельность. И претензий никаких не было. Всё законно. Денег мы на содержание ни у кого не просили.

- В сентябре на встрече с художниками заместитель министра имущественных и земельных отношений республики Рефат Вахитов заверил, что вы можете проводить в Доме художника выставки до решения вопроса о собственнике, никто этого не запрещает.

- Да, но не ответил на воп­рос, каким же образом это делать, если весь штат ликвидирован и нет возможности финансировать выставочную деятельность? А его обещание, что будут оплачены все коммунальные услуги, так и осталось обещанием. Нынешний собственник имущества художников не торопится принимать решение по его дальнейшей судьбе, этот вопрос с августа прошлого года висит в воздухе.

Вопросом этим обеспокое­ны не только художники, но и крымская общественность, понимающая роль и значение для всех важного центра искусства и культуры.

Скульптор, член Союза художников России, викарий Симферопольской и Крымской епархии Нестор (в миру Николай Доненко) напоминает: «Культура и искусство - краеугольные камни каждого государства, которое хочет жить в будущем и воспитывать поколения развитых людей».

В советские времена у крымского руководства, закрепившего помещение в столице республики за всеми крымскими художниками, было понимание их роли в культуре и в обществе. И тот пример - другим наука.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.