Южные ворота России

Актуально

25 Январь 2022 632
Страны Ближнего Востока остаются основными покупателями крымского зерна.
Страны Ближнего Востока остаются основными покупателями крымского зерна. Фото из открытого источника.

Крым и Сирия создадут совместную транспортную судоходную компанию. Соответствующей договорённос­ти стороны достигли в ходе визита делегации Сирийской Арабской Республики на полуостров. «До момента, когда получим практический опыт и станем понимать объёмы товаров, которые поставляются, первые партии грузов будут отправляться на зафрахтованных морских судах», - уточнил глава РК Сергей Аксёнов. В дальнейшем, как ожидается, международная компания сможет купить собственные суда. Между тем развитие крымско-сирийских торговых отношений обеспечит загрузку Феодосийского и Керченского портов, которые в настоящий момент передаются в федеральную собственность.

- Грузооборот этих портов будет увеличен до 5 млн. тонн в год на первом этапе и в перс­пективе - до 14 млн. тонн в год, - уточняет Сергей Аксёнов. - Для этого принимаются все необходимые решения, уже обозначены конкретные цели и сроки. Трудовые коллективы останутся работать на предприятиях. К сожалению, из-за санкционного режима большой объём работы засекречен: у нас нет возможности вывести в медиаполе более подробную информацию. Тем не менее в случае успешного старта все сведения будут обнародованы.

В сущности, как раз то, что и Крым, и Сирия сейчас находятся под действием санкций западных стран, создало потребность в создании сов­местного судоходного предприятия. Суда под флагами третьих стран не заходят в морские порты обеих респуб­лик, опасаясь санкционной угрозы. Грузовое сообщение через морские порты Крыма и Сирии минимизировано, что приводит к простою инф­раструктуры и потере потенциальной прибыли. Ситуацию должно изменить появление совместной судоходной компании. Её планируют размес­тить на базе имущественного комплекса Морской дирекции. На её территории есть вся необходимая инженерная инфраструктура, подъездные автомобильные и железнодорожные пути, причальные стенки и другие сооружения. После создания компании перевалка грузов будет увеличена - пути расширения грузопотока обсуждаются с Минтрансом РФ. На сегодня, констатируют сирийские партнёры, только технические моменты препятствуют налаживанию регулярных грузовых перевозок между Крымом и САР. Что касается политичес­кой воли, она, однозначно, есть - с обеих сторон.

Помимо создания судоходной компании, стороны намерены подписать план совместных действий на 2022-2024 годы, нацеленный на реализацию договора о сотрудничестве, заключённого между Дамаском и Крымом ещё в 2019 году. В числе прочего он подразумевает развитие бизнес-контактов в рамках совместного торгового дома и формирование путей финансовых взаиморасчётов.

- Крым для нас - портал, который открывает связь со всеми российскими регионами, - констатирует министр экономического развития и внешней торговли САР Мохаммед Самер аль-Халиль. - Мы были участниками двух Ялтинских экономических форумов, что позволило нам установить более тесные деловые контакты с представителями бизнес-кругов не только России, но и других стран.

С этого времени ЯМЭФ вошёл в наш ежегодный деловой календарь. Нам очень жаль, что пандемия вносит коррективы в график его проведения.

На сегодня Сирия крайне заинтересована в расширении поставок нашего зерна. По данным крымского правительства, экспортный потенциал полуострова в этом сегменте продовольственных товаров составляет около миллиона тонн в год. При этом Крым готов увеличить ежегодные поставки зерновых до 2 млн. тонн. Торговую активность республики до определённой степени сдерживают установленные в России экспортные квоты. В связи с этим правительство региона намерено обсудить с федеральным центром возможность освобождения полуострова от их действия.

Помимо зернового экспорта, стороны обсуждают возможность сотрудничества в сфере туризма. При этом созданная двумя республиками туристическая компания будет ориентироваться не только на крымчан, но и на всю Россию.

- Что касается сотрудничества в сфере туризма, фактически мы можем ожидать приезда сирийских детей в крымские лагеря для отдыха и оздоровления, а также развития культурно-туристических контактов с Сирией, - комментирует доктор экономических наук, директор Института экономики и управления КФУ им. В. И. Вернадского Виктор Реутов. - Касательно же объёмов торговли, речь пока идёт о небольшой сумме. В сравнении с общими объёмами экспорта Крыма, которые составляют более 33 млн. долларов в год, те поставки зерна, которые осуществлялись в Сирию в том же 2019 году, оцениваются всего в примерно 200 тыс. долларов.

Кроме того, по оценкам аналитиков, о равнозначной торговле между Крымом и Сирией на сегодня говорить не приходится. Скорее всего, 80% товарооборота будут составлять поставки российской и крымской продукции в САР. Дело в том, что только за 2020 год ВВП страны упал в четыре раза. Сирийская экономика до сих пор не вышла из кризиса, а значит, арабская республика больше заинтересована в импорте, чем в экспорте.

В то же время Крым может стать логистическим центром, через который пройдут общероссийские торгово-экономические связи. С организованной на территории полуострова торговой площадки будут отправляться товары не только крымского производства, а прибывающие со всей страны для дальнейшего экспорта. Таким образом власти надеются превратить полуостров в южные морские ворота России.

Елена ЮМАНОВА.