Евпатория. Январь 1942-го

Крымские истории

11 Январь 2022 1614
Памятник Евпаторийскому десанту неподалёку от трассы Симферополь - Евпатория появился 52 года назад.
Памятник Евпаторийскому десанту неподалёку от трассы Симферополь - Евпатория появился 52 года назад. Фото из открытого источника.

А ведь об этом в газетах того периода ни слова, и в сводках «Совинформбюро» тоже лишь общая фраза - «Наши войска вели бои с противником на всех фронтах». На всех - это и на Кавказском (бывшем Закавказском, будущем Крымском), где держались защитники Севастополя, где томился в оккупации остальной полуостров, где конец первого военного года ознаменовался героическим Керченско-Феодосийским десантом, и родилась надежда на спасение, освобождение. Ставка, окрылённая первой крымской десантной удачей, решилась на новые десанты, отвлекающие, поддерживающие - Коктебель, Евпатория, Судак… Вот о них-то, о цене подвига, в газетах, сводках - ни слова. О Керчи и Феодосии - писали, говорили: там был успех, пусть ценой огромных потерь, пусть недолгий - в первом случае, до мая, во втором - до середины января, но успех. Страна гордилась маленькой победой. А эти отвлекающие десанты были кровавыми, но не столь победными: наверное, решили просто не упоминать, как и о последующих неудачах, ведь и так хватало тяжести и тоски. Но мы должны знать о том, не забывать, кому обязаны жизнями. Самые большие потери из трёх отвлекающих десантов - в Евпатории: из 740 человек, высадившихся в город на рассвете 5 января 1942-го, в живых тогда осталось около 90, по иным данным - менее 40 человек. Теперь, наверное, уже никого… Только город, спасаемый ими, живёт, море, земля, небеса помнят…

Вперёд и «без вести»

Керченско-Феодосийский десант, а до этого - победа под Москвой, очередной отражённый штурм Севастополя окрылили всех. Командующий Кавказским фронтом Дмитрий Козлов приказал высадить тактический десант в Евпатории, заверив Ставку, что 3-4 января весь Крым будет освобождён. О той директиве комфронта от 1 января и о настроении десантников рассказывал много лет спустя талантливый и неравнодушный журналист «Известий» Эдвин Поляновский, встречавшийся с несколькими чудом выжившими десантниками и их спасителями-евпаторийцами. После успеха Керченско-Фео­досийского десанта, освобождения Керчи, Феодосии, Камыш-Буруна, «командование Кавказского фронта предполагало перерезать все пути отхода фашистов из Крыма и затем уничтожить их. Высадка в Евпаторию должна была помочь решить эту задачу. Нетрудно предположить сос­тояние духа моряков (десант отправляли из Севастополя).

В успехе никто не сомневался». «Пройдёт ещё немного времени, - писал домой командир тральщика «Взрыватель» Виктор Трясцын, и мы добьём фашистскую гадину».

А участник десанта чекист Александр Галушкин, который, как предполагалось, возглавит партийную власть в городе, писал родным, что «25-ю годовщину Октября (7 ноября 1942-го. - Ред.) встретим дома». Он, последний из десантников, сумевший создать в Евпатории подпольную группу, погибнет вместе с ней в мае 1942-го, а до этого семье сообщат, что «пропал без вести»….

Так сообщили и родным командира тральщика - «Взрыватель» до последнего оставался у берегов Евпатории, прикрывая десант из корабельного 100-миллиметрового орудия.

А тяжелораненый Виктор Трясцын и боцман Лев Этингоф подорвали себя последней гранатой, чтобы не попасть в плен. Так поступали многие, сражавшиеся до последнего, врукопашной даже: тяжелораненый командир флотских разведчиков Василий Топичев с несколькими бойцами. Позже - Ульян Латышев с товарищами - их послали узнать о судьбе десанта и они несколько дней, ровно 80 лет назад, удерживали Евпаторийский маяк - последний оплот советской страны в городе. «Пропал без вести при высадке в Евпатории…» - эта тяжёлая строчка в нескольких документах начала 1942-го, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны страны. Иван Андреев, Трофим Бардаков, Николай Безлецкий, Виктор Биленко, Василий Башмаков, Степан Волошин, Николай Веселов, Михаил Волков, Николай Волков, Анатолий Гуленин, Юрий Горбовой, Николай Горшков, Дмитрий Ерохов, Григорий Жуков, Алексей Зуев, Василий Захаров, Иван Иванов, Иван Колачёв, Александр Канков, Пётр Кулаков, Дмитрий Лякий, Николай Лейбов, Артём Мираба,

Сергей Машков, Иван Пашков, Сергей Счастливцев, Анатолий Тифанюк, Иван Товма, Иван Трубицин, Магомед Тагир, Анатолий Тифанюк, Василий Тищенко, Владимир Уродин, Леонид Филонов, Ярослав Цидзик, Карл Чилидзе, Михаил Шляховский, Александр Шатанюк, Георгий Шостаковский, Михаил Жванов, Михаил Василюк… Совсем молодые ребята, многим и сорока не было. Просто пропали без вести во время десанта в Евпатории. Герои, ушедшие в вечность 80 лет назад.

Боль и память

Они высаживались в Евпатории на рассвете 5 января 1942-го - первую, как оказалось, единственную (подойти подмоге помешал сильнейший шторм и вражеский обстрел, разразившиеся после) группу десантников доставил тральщик «Взрыватель», что вышел из Севастополя ночью в сопровождении пяти катеров - «морских охотников». На траверзе он соединился с ещё двумя катерами и буксиром СП-14, и смельчаки отправились освобождать Евпаторию, отвлекать фашистов, удерживать плацдарм, продвигать наступление на Симферополь. Тоже шторм, ледяные воды, но приказ - «Вперёд!». Вначале был успех, а потом фашистские артбатареи и авиация накинулись на десантников и корабли. Погиб командир десанта Николай Буслаев, руководство операцией принял военком Андрей Бойко - он тоже вскоре погибнет, как и комбат морпехов Константин Бузинов… И ещё десятки десантников, кто-то в бою, кто-то от разрывов снарядов, а раненых фашисты потом добьют в больнице. И ещё тысячи евпаторийцев расстреляют в эти дни 80 лет назад - за помощь десанту. Теперь им мемориал на месте гибели на «Красной горке», а там, где высаживались наши герои, погиб экипаж «Взрывателя», где держали последнюю оборону на маяке - памятник - «Ваш подвиг Отчизна славит, награда ему - бессмертье».

И строки Владимира Высоцкого, посвящённые евпаторийским десантникам: «Мне хочется верить, что грубая наша работа вам дарит возможность беспошлинно видеть восход»…

А тогда в Евпатории был хоть коротенький - несколько дней смогли десантники удержать старый город - но праздник освобождения. Пусть шёл непрерывный бой, но у горожан, видевших родных бойцов, был праздник.

И чудом выжившие Николай Шевченко, Виктор Дунайцев, Алексей Задвернюк и Алексей Лаврухин рассказывали потом журналисту Эдвину Поляновскому, а в те дни - 4-летнему мальчугану из небольшого посёлка на берегу Белого моря, как радовались их появлению евпаторийцы: «Попали во двор, где находилось много женщин и детей, они буквально повисли на бойцах, целуя нас». Хоть на миг тогдашние жители приморского города получили от десантников право увидеть восход.

В тему

За месяц до Евпаторийского десанта разведгруппа штаба Черноморского флота под командованием Василия Топчиева, батальонный комиссар Ульян Латышев, уже высаживалась в Евпатории - 5-6 декабря 1941-го. Разведка боем, когда удалось захватить пленных в порту, потом группа Фёдора Волончука захватила полицейский участок, также уничтожив и пленив немало гитлеровцев, взяв оружие и сейф с документацией.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.