Кино без будущего

20 Апрель 2022 318
Здание кинотеатра «Родина» давно не знало ремонта - затейливый фасад постепенно осыпается.
Здание кинотеатра «Родина» давно не знало ремонта - затейливый фасад постепенно осыпается. Фото автора.

Для кинотеатров настали трудные времена. Западные кинокомпании отказались от демонстрации своих фильмов в России, а между тем зарубежные картины занимали около 80% отечественного кинопроката. Да и в целом культура походов в кинотеатры постепенно умирает: всё больше семей обзаводятся широкоформатными телевизорами, а в интернете можно найти любую картину - от классики мирового кинематографа до последних новинок. Что же теперь будет с кинозалами, действующими и теми, что уже несколько лет ждут реставрации?

Из культурыв торговлю

В XX веке кино для Симферополя было важнейшим из искусств. Телевизоры в ту пору только-только входили в обиход, так что кинотеатры были одним из основных мест проведения досуга. Индустрия развивалась и новые залы строились по всему городу. Увы, большинство из них на сегодня либо снесено, либо используется не по назначению.

Например, в некогда популярном кинотеатре «Звезда», на проспекте Победы, уже много лет не показывают кино. Здание поделено на отдельные помещения, в которых расположились гастроном, кафе и аптека. Или кинотеатр «Искра» на ГРЭСе. Его специально построили в отдалённом районе, чтобы местным жителям не приходилось ездить за культурным времяпрепровождением в центр города. В 90-е кино здесь показывать перестали - в здании открылся ночной клуб. Потом закрыли и его, и теперь помещение используют, как торговый павильон.

Аналогичная судьба постигла и кинотеатр «Алые паруса». Он работал исключительно на детскую и юношескую аудиторию, поэтому до 1965 года назывался «Пионер». В «Алые паруса» его переименовали после реконструкции. Наша газета так описывала новый стиль детского кинотеатра: «Просторное светлое фойе. Лампы дневного света, свежие цветовые ритмы, декоративные панно. Облицовка плитами из прессованных опилок. Голубые волны на потолке зрительного зала. Удобные современные кресла и столики. Выложенные из мозаичных плиток алые паруса на стене - символ юности, мечты, счастья... Сколько вкуса, умения, подлинной любви вложили в оформление кинотеатра строители, художники, архитекторы». Сейчас вместо кинотеатра на этом месте сквер Республики.

Остались лишь воспоминания

Больше повезло кинотеатрам, которые хоть и не используются по назначению, но, по крайней мере, не превратились в гастроном. Например, бывшая «Смена». Этот кинозал когда-то работал в Детском парке. Здание, построенное в античном стиле, было очень красивым и хорошо вписывалось в ландшафт. Сегодня оно перестроено до неузнаваемости, а в его стенах разместились детские кружки МБУ дополнительного образования «Радуга». Похожая судьба у бывшего кинотеатра «Спутник», на улице Севастопольской. Здание сейчас занимают несколько спортивных секций.

Ближе всех к киноиндустрии после своего закрытия оказался зал «Родина», на улице Крылова. В нём сейчас находится ГБУ РК «Крымский киномедиацентр». К сожалению, госбюджет явно экономит на содержании учреждения - здание много лет не знало ремонта, его эффектный фасад осыпается на глазах.

Однако есть кинотеатры, которым повезло гораздо меньше - их здания вовсе не дожили до наших дней. Самый знаменитый из них - «Мир», некогда стоявший в одноимённом сквере на улице Киевской.
В 80-е годы кинотеатр серьёзно реконструировали. Сделали наклонный пол для задних рядов, что улучшило обзор для зрителей. Пристроили просторный светлый вестибюль с окнами-витринами и специальное помещение для билетных касс. В модернизированном виде кинотеатр ещё довольно долго радовал зрителей, пока его не снесли под благовидным предлогом - ради строительства клуба автозавода. Автосборочный завод вскоре разорился, а на месте «Мира» остался недострой в начальном цикле. Наконец, и его снесли и, вопреки протестам симферопольцев, возвели на месте кинотеатра очередную высотку. Теперь там элитные апартаменты с видом на Салгир.

В поисках инвестора

Для всех этих кинотеатров, даже тех, чьи здания уцелели, надежды на возвращение к использованию по назначению нет и не было. Чего не скажешь о «Космосе» и «Симферополе». Прекрасные образцы советской архитектуры уже много лет стоят заброшенными. Крымские власти регулярно обещают отреставрировать их, чтобы использовать в качестве кинозалов, но дальше слов дело не движется. Между тем, не ровён час, реставрировать станет нечего: оба здания уже давно находятся в крайне плачевном состоянии.

- «Симферополь» и «Космос» находятся в собственности города. Ведутся поиски инвестора для их восстановления в рамках государственно-частного партнёрства с обязательным условием сохранения целевого назначения объектов, - рассказывает официальный представитель Симферопольской администрации Андрей Черниченко. - Информации о том, во сколько обойдётся ремонт кинотеатров, на сегодня нет. Чтобы оценить объём работ, нужно провести обследование зданий, определить состояние несущих конструкций, фундамента и так далее, а после - разработать проектно-сметную документацию. Однако очевидно, что речь идёт о больших затратах.

Кинотеатр «Симферополь» является объектом культурного наследия, что дополнительно усложняет его восстановление: тут речь идёт уже не о ремонте, а о реставрации с доскональным воссозданием всех элементов здания. Найти инвестора, желающего обременять себя такого рода хлопотами при том, что объект потом можно будет использовать исключительно как кинотеатр, задача непростая - очень уж нерентабельным делом стал сегодня кинопрокат. Возможно, республике стоило бы прийти на помощь городу в сохранении знаковых объектов, сохранивших в себе дух ушедшей эпохи и, в отличие от большинства новоделов, являющихся подлинным украшением крымской столицы.

Между тем в ремонте нуждаются и здания ныне действующих кинозалов: кинотеатра им. Шевченко и «Спартака». По словам Андрея Черниченко, оба объекта находятся в частной собственности, поэтому их обслуживание пол-
ностью на совести владельцев. К сожалению, руководители кинотеатров отказались комментировать состояние зданий и перспективы по их реконструкции.

Елена ЮМАНОВА.