Русский лес на вес золота

Обзор главных экономических событий недели

25 Январь 2022 505
В прошлом году российский рынок пиломатериалов ставил рекорды не только по росту цен, но и по объёмам экспорта.
В прошлом году российский рынок пиломатериалов ставил рекорды не только по росту цен, но и по объёмам экспорта. Фото из открытых источников.

Стоимость бруса, доски и других пиломатериалов окончательно стабилизируется к началу строительного сезона этого года. Уровень цен не опустится ниже значений 2021-го, но темпы подорожания ожидаются невысокие. Об этом сообщается в прогнозе Рослесинфорга. «Снижение стоимости возможно только к концу 2023 года, но при условии, что мировая экономика преодолеет последствия COVID-19», - считают в организации.

Запредельный спрос

В январе высокий спрос на пиломатериалы в США и Китае вновь спровоцировал рост цен на лес на мировом рынке.

В прошлом году подорожание продукции из древесины в России в первую очередь было вызвано как раз дефицитом сырья. В связи с ажиотажным спросом на мировом рынке отечественные производители предпочитали вывозить пиломатериалы за границу, провоцируя их нехватку на внутреннем рынке. В результате затраты на сырьё в себестоимости фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит, целлюлозы, бумаги и картона, шпонов и обоев превысили 40%. Естественно, стоимость этих товаров взлетела до небывалых высот. С другой стороны, повышение цен положительно сказалось на лесном бизнесе, сделав его высокомаржинальным (пользующимся стабильно высоким спросом) впервые за десять лет.

«Поэтому ждать падения производства пиломатериалов и снижения объёмов экспорта не стоит. Динамика экспортных показателей лесопромышленного комплекса к концу года по прогнозам может достигнуть более 20%, - указали в ФГБУ «Рослесинфорг». - Кроме того, сохранится тенденция умеренного роста внутреннего потребления пилопродукции: за год рост составит примерно 4%. В сфере целлюлозно-бумажного производства ожидается рост около 3,8% в годовом выражении».

И нашим, и вашим

Минпромторг РФ предлагает стимулировать спрос на отечественную продукцию путём оказания адресной помощи малообеспеченным гражданам: люди смогут тратить полученные от государства деньги исключительно на товары российского производства.

В частности, такой подход можно распространить на детскую продукцию. Соответствующие материалы ведомство направило на рассмотрение Госдумы.

«Механизм адресной помощи малообеспеченным семьям может быть хорошим стимулом для повышения спроса на оте­чественную продукцию, - указал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. - Чтобы снижать долю импорта, нам важно расширять инструменты стимулирования спроса на продукцию российских производителей».

Отечественные изготовители товаров для детей поддерживают появление в России так называемой детской карты: даже единоразовые перечисления будут полезны родителям, считают предприниматели. Однако поддержку следует сделать ежемесячной, регулярно выделяя, например, около 10 тыс. рублей на семью.

Есть время исправиться

Заёмщики с высоким показателем долговой нагрузки получили отсрочку на полгода, для того чтобы исправить своё положение. Такие выводы можно сделать из информационного письма Центробанка, которое регулятор разослал бюро кредитных историй (БКИ) и банкам. В соответствии с документом вступление в силу нормативов по внедрению нового порядка формирования кредитных историй и информации для расчёта долговой нагрузки фактически перенесён с 1 января на 1 июля 2022 года.

С начала года в силу вступили поправки к закону о кредитных историях. Они предполагают принципиальные и масштабные изменения в порядке как формирования истории взаимоотношений заёмщика с БКИ и банками, так и сбора информации для расчёта показателя долговой нагрузки. Информация о задолженностях граждан стала более полной, а требования к расчёту нагрузки - более жёсткими. Однако в последний момент регулятор пошёл на поблажку участникам рынка и решил воздержаться до 1 июля от применения мер за нарушение ряда подзаконных актов.

«Это было сделано в связи с многочисленными обращениями источников формирования кредитных историй о неготовности информационных систем и во избежание риска искажения кредитных историй, - пояснили в пресс-службе Центробанка. - Например, возможности передачи неполного объёма сведений или некорректных сведений о заёмщике».

Елена ЮМАНОВА.