Елей для обманутых
По данным замначальника Следственного департамента МВД России полковника юстиции Данила Филиппова, за 11 месяцев этого года телефонные мошенники украли у россиян 45 миллиардов рублей. Центробанк приводит более скромные цифры, но признаёт, что объём мошеннических операций растёт год от года. При этом вернуть похищенные деньги люди чаще всего не могут. В связи с этим регулятор готовится предложить новый механизм защиты: обязательную сумму возмещения жертвам мошенников и возможность блокировки сомнительных операций в течение суток.
Как правило, кража средств со счетов россиян происходит при оплате товаров и услуг в интернете, через сервисы дистанционного банковского обслуживания. Совершенствуют мошенники и свои навыки социальной инженерии, позволяющие получать пароль, CVC-код, одноразовый СМС-код для подтверждения операции или же логин и пароль для входа в интернет-банк.
В итоге с банковских счетов без согласия их владельцев уходят миллиарды рублей. Вернуть удаётся крупицы. К примеру, в 2019 году из шести миллиардов банки компенсировали 400 миллионов, в 2020 году из девяти миллиардов - лишь 700 миллионов рублей.
Низкий процент возврата связан с тем, что обманутым людям приходится доказывать факт мошенничества и свою непричастность. И если первое подтвердить легко, то со вторым возникает загвоздка. Поскольку введённые в заблуждение граждане обычно сами передают злоумышленникам данные своей карты, то банк справедливо считает себя невиновным в случившемся и отказывает в возмещении.
В Центробанке считают, что такая практика подрывает доверие россиян к платёжным сервисам и, как следствие, к кредитно-финансовой системе в целом. Поэтому регулятором рассматривается перспектива внесения поправок в закон «О национальной платёжной системе». В частности, есть идея зафиксировать сумму гарантированной компенсации жертвам мошенников. Какой она должна быть и в каком порядке возмещаться, пока неизвестно. Этот вопрос находится на стадии обсуждения с участниками банковского рынка.
В отрасли идею, похоже, не оценили. По словам президента Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегина Тосуняна, это может дорого обойтись не только финансовым организациям, но и их клиентам, поскольку вынудит повысить проценты по кредитам и тарифы.
«Важно определить, кто виноват. Если банк, то он должен нести ответственность в полном объёме, а не в пределах какой-то суммы, - цитирует слова Тосуняна РИА Новости. - Если же клиент, банк помогать не должен. Один из вариантов поддержки в подобных ситуациях - создать специальный фонд для компенсации потерь».
Ещё одна инициатива ЦБ - изменить сроки блокировки сомнительных операций. Обманутым клиентам хотят дать сутки на то, чтобы сообщить о мошенничестве.
Сейчас на возврат денег могут рассчитывать лишь те, кто заявит о хищении сразу.
А поскольку скорость транзакций высока, время решает всё.
В идеале нужно немедленно позвонить в банк и написать заявление. Если с момента инцидента прошло более 24 часов, вернуть средства практически невозможно: они давно уже на счетах злоумышленников.
Однако мошенники - тонкие психологи, и порой их обман раскрывают лишь через несколько дней. Поэтому заморозка средств по сомнительным транзакциям на сутки существенно упростила бы процедуру возврата и работу правоохранительных органов.