«Дистант» - не вариант

17 Декабрь 2021 788
Один из плюсов «удалёнки» - лекции в онлайн-формате, которые можно переслушать в любой момент.
Один из плюсов «удалёнки» - лекции в онлайн-формате, которые можно переслушать в любой момент. Фото из открытого источника.

Первое полугодие студенты крымских вузов заканчивают очно. Тем не менее практика дистанционного обу­чения не забыта. В период интенсивного распространения коронавируса студентам снова пришлось некоторое время учиться самостоятельно. Как смешанная система обучения сказалась на работе вузов и качестве образования? И что ждёт студентов в будущем полугодии: учёба дома или в аудиториях?

Уходит нечто человеческое

Эпидемиологическая обстановка в вузах Крыма остаётся стабильной на протяжении достаточно длительного периода. Существенный рост заболевших отмечался лишь весной прошлого года. Минувшей осенью, во время четвёртой волны пандемии, на дистанционное обучение полностью перешёл только Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского. Да и то не из-за коронавируса, а потому что в аудиториях не было отоп­ления. В итоге студенты и преподаватели стали повально болеть ОРВИ, так что администрация вуза решила ненадолго перевести учебный процесс в дистанцион­ный формат.

- Полный переход на дистанционное обучение, который был в прошлом году, вскрыл ряд проблем. Причём не технического характера, - рассказывает первый проректор Крымского инженерно-педагогического университета им. Ф. Якубова Анжелика Лучинкина. - Студент должен учиться работать самостоятельно, но вопрос в том, может ли он это? Данный навык очень важен, однако он не у всех сформирован. Особенно у студентов первого-второго курсов. Я никогда не соглашусь с тем, что дистанционно учащиеся могут усвоить больше, чем очно. Представьте себе врача, который учится удалённо. Даже будущий учитель, получающий образование дистанционно, хорошим специалистом не станет. Можно самостоятельно освоить многие вещи, найти учебный материал, но на вес золота становятся коммуникативные навыки. А как их сформировать без общения с преподавателем? При дистанционном обучении уходит нечто важное, человеческое, гуманное. Я считаю, что на это стоит обратить внимание.

При этом преподаватели вузов отмечают, что для внеакадемической студенческой жизни появление онлайн-формата оказалось, скорее, дополнением, чем помехой. Помимо развлекательных мероприятий, которые ребята устраивают в социальных сетях и на других интернет-платформах, развивается волонтёрская группа, студенчес­кая психологическая служба, работает вожатский корпус.

Поощрение рублём

- Биологическая угроза по-прежнему есть. Мне кажется, что роста заболеваемости в крымских вузах нет из-за постоянной контактной работы, - говорит ректор КФУ Андрей Фалалеев. -

В её режиме многие переболели коронавирусом. В итоге в коллективах сформировался некий естественный иммунитет. Роспотребнадзор издал распоряжение по Крыму, согласно которому 80% работников каждого университета должны быть привиты против COVID-19. Могу сказать, что саботажа со стороны преподавателей не произошло.

В нашем вузе по всем структурным подразделениям привито более 80% сотрудников. Что касается студентов, процент вакцинированных ниже, но распоряжения Рос­потребнадзора о массовой иммунизации учащихся у нас пока нет.

Не только студенты КФУ не торопятся получить прививку против COVID-19.

В Севастопольском государственном университете на сегодня вакцинировано всего 27% учащихся. И даже этого скромного показателя удалось достичь лишь благодаря материальному поощрению. Всем вакцинированным студентам вуз выдаёт награду в тысячу рублей. До введения этой меры число привитых составляло лишь 5%.

Интересно, что иностранные студенты более активны в получении прививки, чем местные. Причём многие привились и у себя на родине - вакциной иностранного производства, и в Крыму - «Спутником Лайт» - для дополнительной защиты.

В общей сложности на полуострове вакцинировано более 80% иностранных студентов.

Иллюзия свободы

Зато число привитых преподавателей во многих крымских вузах уже достигает 95%. У остальной части коллектива либо медотводы, либо сертификаты о недавно перенесённом заболевании. В связи с высокой иммунизированностью преподавательского состава, руководители вузов не видят смысла полностью переходить на дистанционное обучение.

- Убеждён, что это правильно - придерживаться смешанного формата обучения, - комментирует психолог Олег Вангонин. - Плюсы дистанционного обучения налицо - о них знают все, кто учился в вузе заочно. Относительно свободный график, отсутствие привязки к местонахождению университета, можно придерживаться собственного ритма обучения, есть возможность повторно обращаться к пройденному материалу (видеолекциям или презентациям). Но чтобы так учиться, нужен очень хороший запас мотивации и - что среди молодых людей встречается ещё реже - самодисциплины. Она, как правило, вырабатывается годами и в должном объёме присутствует лишь у взрослых, и то не у всех. Согласно исследованиям к прокрастинации - патологическому откладыванию важных дел на потом - склонны около 20% взрослого населения и более 30% студентов.

Дистанционное обучение создает иллюзию свободы, - говорит психолог, - плодо­творной почвы для неокрепшего разума, который и без того стремится сбросить с себя путы учёбы. А если рядом нет контролирующих взрослых, далеко не каждый студент способен взять себя в ежовые рукавицы самодисциплины.

Елена ЮМАНОВА.