Просто однофамильцы

4 Декабрь 2021 1334

В начале недели, рассказывая об уникальном мыле из глины вулканического происхождения, мы предположили, что основатель завода Фёдор (имя предположили из инициала Ф. и славянской фамилии «на о») Харченко мог быть отцом командира бронепоезда «Железняков» Михаила Харченко. Показалось, что схожие черты лиц на снимках. Оказалось, нет - просто однофамильцы, о чём рассказали неравнодушные читатели: Игорь Шайтан, член правления МОО «Национально-культурная автономия караимов городского округа Симферополь» и школьница из Севастополя Ольга Лаврова. Просто однофамильцы, правда, схожие в любви к Крыму, погибшие за Севастополь от рук врагов: младший - иноземных, старший - классовых. Они, если считать обычным воинским званием, оба - капитаны, только старший - ещё имперской армии, штабс-капитан, а младший - инженерно-технического состава, военинженер III ранга.

Особый способ

Мы не знаем его, киловый, досконально, но остались воспоминания о целебно-туалетном чудо-мыле, очищавшем и заживлявшем даже в морской воде, осталась характеристика химика профессора Валерия Александровича Гемилиана. «Желая сделать более удобным применение лечебных свойств кила (они в шесть раз сильнее, чем у известных крымских грязей. - Ред.), владелец мыловаренного завода в Севастополе Ф. И. Харченко готовит туалетное мыло, названное им мылом «Килъ» «Чудо Крыма», в которое введена особым выработанным Харченко способом радиоактивность природного кила. Изготовление отличного мыла, не содержащего почти вовсе нерастворимых веществ и богатого радиоактивными (тогда этот термин был залогом пользы. - Ред.) свойствами, составляет важную заслугу Ф. Харченко». Как уточнил Игорь Шайтан, чей однофамилец Илья Аронович, работал на том самом мыловаренном заводе, основатель предприятия был караим.

- Его звали Феликс (Финеес) Иосифович (Осипович), родился в 1857-м в городе Троки Виленской губернии (ныне это Тракай в Литве), - рассказывает Игорь Шайтан. - В Караимском библиографическом словаре Бориса Саадьевича Ельяшевича есть такая запись: «Окончил Трокский мидраш (караимское начальное учебное заведение. - Ред.) и юнкерское училище в Вильно (ныне - Вильнюс. - Ред.). Служил на военной службе, которую оставил в чине штабс-капитана. Поселившись после того в Севастополе, создал вначале небольшое производство мыла, превращённое впоследствии в значительный мыловаренный завод. На нём Феликс Харченко первым стал производить для туалета и стирки белья новый сорт мыла, названного им «мылом-кил», в состав которого входил особый сорт крымской глины «кил» и который славился своими высокими качествами».

Появилось предприятие почти 110 лет назад, в книге «На рубеже эпох: Севастополь в 1905-1916 годах» есть фотография работников мыловаренного завода - из фондов Музея героической обороны и освобождения Севастополя и заметка из газеты «Крымский вестник» за 25 мая 1913-го. «Государь Император, по положению Совета Министров Высочайше соизволил разрешить отставному штабс-капитану Ф. И. Харченко учредить «Акционерное общество мыловаренного завода и фабрики туалетного мыла «Килъ» Ф. И. Харченко». В том же 1913-м Феликс Иосифович избран гласным (членом собрания с правом решающего голоса. - Ред.) Севастопольской городской Думы. Позже активного общественника переизбрали на новый срок, а ещё был председателем правления Севастопольского караимского благотворительного общества, распорядительного комитета по торжественному освящению кенасы (ныне здание на улице Большой Морской, 11), которое состоялось 15 мая 1908 года.

А спустя два года - делегирован от Севастопольской общины на национальный общекараимский съезд в Евпаторию.

- Кстати, сотрудником Акционерного общества мыловаренного завода и фабрики туалетного мыла «Кил» был и родственник Феликса Иосифовича - Перекопский караим Шалтиэль Борисович Харченко, - продолжает краевед. - Он младше на 11 лет, служил учителем в Феодосийском караимском мужском училище. А его отец Берехья Шаалтиэлевич, тоже из Виленской губернии, в середине XIX века переехал в Перекоп, служил при местной кенасе, позже преподавал в Симферопольском караимском бесплатном женском училище. Шалтиэль Борисович, работая в мыловаренном акционерном обществе, создал и свою фирму по производству и продаже кила - «Товарищество Ш. Б. Харченко и К». Так что производство этого полезного товара в Севастополе было поставлено на поток.

Шалтиэля Харченко не стало в июне 1916-го - ушёл сам, а вот Феликсу Харченко пришлось испытать, что такое красный террор Гражданской войны. Вместе с братьями, старшим Давидом Иосифовичем, основателем и владельцем типографии (там, кстати, после национализации стала печататься наша «Таврическая правда»), и младшим подполковником в отставке Юлианом Иосифовичем, расстрелян революционно настроенными матросами 23 февраля 1918-го.

Орден рассказал

О том, что последним командиром героического Севастопольского бронепоезда «Железняков», прозванного фашистами «Зелёный призрак», был Михаил Фёдорович Харченко, известно было давно, а вот о его судьбе удалось узнать лишь 12 лет назад. Считался пропавшим без вести. О том, что точно погиб, в последние дни обороны, рассказал орден Героя, ещё довоенный, полученный за бои Гражданской войны, бывший талисманом офицера, с которым никогда не расставался.

- Этот орден Красного Знамени нашли во время работ на 35-й береговой батарее, неподалёку от входа в казематы, - рассказывает наша читательница Ольга Лаврова. - На нём смогли прочесть номер - 10040 - из ранних, не Великой Отечественной. Сотрудница Госархива страны Галина Грановская смогла найти документы, что приказом Реввоенсовета РСФСР в 1922 им награждён Михаил Фёдорович Харченко, севастополец, что в 1918-м добровольцем ушёл на фронт Гражданской войны. Был пулемётчиком под командованием Алексея Васильевича Мокроусова, особенно отличился в бою 27 сентября 1920-го под Проскуровым (ныне - Хмельницкий. - Ред.). Как - неизвестно, но тогда он был уже красноармейцем бронепоезда «Ураган». А ещё за те подвиги кавалер ордена Красного Знамени №1 Василий Константинович Блюхер, что в 1920-м в Крыму командовал 51-й стрелковой дивизией, подарил севастопольцу карманные часы знаменитой фирмы Павла Карловича Буре.

Михаил Харченко (увы, отчество отца и имя-отчество мамы - неизвестно) родился 120 лет назад, в 1901-м в деревне Белводы на Сумщине, но вскоре семья перебралась в Севастополь, где на Черноморском флоте служил отец. Подростком парень устроился на Севморзавод, с отрядом которого в 17 лет и ушёл на Гражданскую войну. После вернулся на завод, стал судовым механиком, встретил любовь - Анну (увы, о ней, о том, были ли у Героя дети - тоже неизвестно). С завода, где в Великую Отечественную стали оборудовать и бронепоезда, и ушёл на оборону Севастополя. Воевал на бронепоезде «Железняков», потом стал его командиром.

- «Зелёный призрак» после удачных рейдов по разгрому врага, когда к конца обороны он оставался, по сути, единственной мощной артиллерией города, скрывался в Троицком тоннеле, - продолжает читательница. - Но 26 июня 1942-го полсотни фашистских бомбардировщиков сумели взрывами сброшенных бомб завалить один из входов, но команда сражалась. Потом завален второй вход -«Железняков» оказался в ловушке. Но у «железняковцев» был долг перед Севастополем. И они с личным оружием смогли пробраться на Херсонес, к 35-й береговой батарее, последнему оплоту обороны.

И снова сражались, пусть считанные дни оставались от обороны города. Но у этих героев была своя оборона, до последнего. Ведь на бронепоезде была надпись «Смерть фашизму». Теперь в память о последнем командире «Железнякова» в Севастополе названа улица.

Феликс и Михаил Харченко, севастопольцы. Просто однофамильцы, но до последнего верные городу, долгу, Родине. Для старшего это была Российская империя, для младшего - Советский Союз. Но это лишь названия, а земля одна - родная, во имя которой они отдали жизни.

Михаил Харченко с орденом Красного Знамени.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.