Любовь её - «Храм вечных истин»

4 Декабрь 2021 1280
На презентации книги «Храм вечных истин». Фото: Анны Кадниковой
На презентации книги «Храм вечных истин». Фото: Анны Кадниковой

Поэтому новая, прекрасно изданная к 200-летию Крымского академического русского театра книга Людмилы Касьяненко так и называется.

Четвёртая по счёту она стала квинтэссенцией трёх предыдущих с единым названием «Храм Мельпомены», которые я назвала в своё время золотым ключиком в мироздание, созданное талантами и освоенное поклонниками.

Все, теперь уже четыре, книги - история театра в лицах, переданная не сухими фактами и цифрами, а умело выписанные точным вдохновенным словом портреты великих актеров, служивших на сцене, воплощавшей традиции русского реалистического психологического театра.

Неудивительно, что за скромную по объёму первую книгу, которую теперь можно назвать началом целого цикла, автор получила Премию АРК.

Ценители хорошей литературы, безусловно, ждали продолжения. И получили его в 2010 году, через три года после выхода первой, затем ещё через семь - третью.

И вот теперь, в знаменательный для театра год, родилась четвёртая, настоящий фолиант: не по толщине и весу, а по смысловой весомости и значимости. Трудно придумать для такого издания более изящного оформления, поистине театрального. Как и названия - «Храм вечных истин» с подзаголовком, выражающим самую суть: «История театра в лицах». Это взгляд творческого, что называется, до мозга костей, человека на судьбу любимого театра через судьбы тех, кто ему служил верой и правдой в прошлом далёком и не очень. Одних симферопольские подмостки принимали на время, для других стали местом служения на много лет, а для некоторых - единственной на всю жизнь сценой.

Людмила Касьяненко не препарирует историю и судьбы через увеличительное стекло, а глубоко проникает в них внимательным взглядом. Главное - заинтересованно. Даря нам прочную путеводную нить от прошлого к настоящему, которая приведёт и в будущее театра, стены которого прочны и нерушимы.

Изящество изложения мыслей пытливого исследователя покоряет оригинальной простотой, стилистической и смысловой точностью и дарит читателям истинное наслаждение. Мы вместе с автором и героями её очерков задумываемся о вечных вопросах бытия и бытийности, поднятых драматургами и воплощённых на крымской сцене. Рассказанное автором через призму собственных ощущений не может не трогать и не волновать.

Новая книга Людмилы Касьяненко - это серьёзное и глубокое исследование и беллетристика в истинном её понимании, а не в бытующем нынче. То есть, не лёгенькое чтение, а художественное произведение о двухвековой истории крымского театрального искусства.

- Я прочёл эту книгу с огромным удовольствием, как художественную литературу, - признался художественный руководитель театра Владимир Магар. - Написать так мог только человек, который не просто знает историю, а участвует в её создании. Для Людмилы Касьяненко театр - не место работы, а жизнь. Она - очаг нашего театра. Мастер своего дела, чьи глубочайшие знания помогают мне и всему коллективу в работе.

В сонме имён выдающихся мастеров, таких как Михаил Щепкин, Мария Савина, Вера Комиссаржевская, Фаина Раневская, Михаил Царёв, герои легендарной группы «Сокол», Лариса Бойко, отдавшая 62 года служению на подмостках ставшего единственным в её жизни театра, начинавший здесь своё триумфальное шествие Николай Мартон, Александр Голобородько, Алла Балтер и другие, ставшие известными далеко за нашими пределами.

И, конечно же, Анатолий Григорьевич Новиков, с именем которого связан поистине «золотой век» в истории театра.

Назвать все имена тех, чьи портреты мастерски воссозданы в книге, даже коротко пересказать написанное о них, невозможно: объём издания превышает двести страниц (с фотографиями). Но, считаю, этого и не нужно. Такую книгу должна окутывать таинственность, покуда не раскроешь её и не прочитаешь по-своему, не только глазами, но и сердцем, как бывает с настоящей литературой.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.