Возврату подлежит!

Как защитить свои права на гарантийный ремонт

15 Октябрь 2021 541
Если после покупки техники вы обнаружили брак, то её можно вернуть или обменять. Фото: Анны Кадниковой
Если после покупки техники вы обнаружили брак, то её можно вернуть или обменять. Фото: Анны Кадниковой

Если вам разонравилась купленная в магазине одежда, то в течение двух недель её можно вернуть продавцу. При этом даже не придётся объяснять причину возврата. С технически сложными товарами такой номер не пройдёт. Вернуть машину, телевизор или смартфон просто потому, что он разонравился, нельзя. Но есть уважительные причины, игнорировать которые магазин не имеет права. Мы пообщались с юристом и выяснили, как защитить свои права на гарантийный ремонт и возврат техники.

Без брака нет возврата

Причина, по которой технически сложные товары без недостатков нельзя возвращать в двухнедельный срок проста: на них распространяется гарантия производителя.

А значит, в случае обнаружения дефекта товар можно будет вернуть и спустя четырнадцать дней. Главное - при совершении покупки проверить правильность заполнения гарантийного талона продавцом: все графы должны быть заполнены и заверены печатью магазина. Кроме этого, не забудьте взять кассовый и товарный чек.

Поводом для возврата может послужить любая «заводская» неисправность. К примеру, если у свежеприобретённой машины не работает стеклоподъёмник, то вы вправе не просто требовать ремонта, а возврата уплаченных за автомобиль денег.

Главное, чтобы эти недостатки не были оговорены продавцом при продаже.

Сроки ремонта

Ещё одна особенность, касающаяся технически сложного товара - если для его ремонта в течение каждого года гарантийного срока потребовалось более 30 дней, либо если дефект после ремонта возникает снова и снова - вы можете потребовать вернуть деньги за товар или обменять его.

Кроме того, продавец или сервисный центр обязаны заранее уведомить о сроках ремонта, в противном случае он не может превышать 45 дней. Отсутствие запчастей у производителя, прекращение поставок материалов, необходимых для ремонта, - не основание для продления срока.

Был магазин, и нет магазина

Часто покупатели сталкиваются с ситуацией, когда магазин, продавший им технику, закрывается, и найти его представителей невозможно. Если вы столкнулись с подобной неприятностью, не расстраивайтесь. Несмотря на то, что обычно претензии о некачественном товаре предъявляются магазину, у вас есть полное право адресовать их изготовителю товара или импортёру.

Скорее всего, они попытаются отказать в возмещении, ссылаясь на то, что продавец действовал без его ведома. Тем не менее это незаконно, поэтому продолжайте настаивать на выполнении своих требований.

Гарантийные сроки

Гарантийный срок начинает отсчитываться с момента продажи, а не изготовления товара, поэтому всегда старайтесь сохранить чек для подтверждения даты покупки.

При этом закон установил следующее: если были обнаружены существенные производственные недостатки, то предъявить требования можно в течение двух лет, даже если срок гарантии меньше, например, чем один год.

Кто проводит экспертизу?

По закону найти неисправность и узнать причину её возникновения обязан продавец или производитель.

Если в магазине отказываются это делать, или вам дали ответ, что причина неисправности не установлена, то вы можете провести независимую экспертизу. Она может подтвердить, что брак возник не по вине покупателя. Это в свою очередь даёт основание требовать замены бракованного товара, возмещения стоимости ремонта или же возврата товара.

Также независимая экспертиза поможет, если продавец утверждает, что дефекта нет или он появился по вашей вине, но вы уверены в обратном. Заключение независимой экспертизы поможет вам одержать верх, если дело дойдёт до суда.

Ремонтировать или вернуть деньги?

Закон прописывает, что у потребителя есть несколько способов защиты своих прав. Во-первых, можно потребовать заменить товар на такой же или аналогичный. Во-вторых, можно уменьшить цену, потребовать ремонта или возмещения расходов на ремонт. В-третьих, вы можете просто вернуть деньги за бракованный товар.

При этом продавец не может ограничить это право и отказать в возврате денег за товар или в компенсации расходов за ремонт силами третьих лиц, ссылаясь, например, что имеется уполномоченный сервис-центр, который осуществляет бесплатный ремонт. Только покупатель может принять решение о том, какой именно вид защиты ему наиболее удобен.

Ещё одна обязанность продавца или производителя - транспортировка крупногабаритного товара для проведения экспертизы или возврата. Если у вас сломался холодильник - требуйте от продавца довезти его до мастерской или оплатить ваши расходы на доставку.

Акционная уловка

Есть ещё одна уловка, которую используют продавцы, чтобы не нести ответственность за проданный ими некачественный товар. Они устраивают распродажу и объявляют, что товар со скидкой не подлежит обмену или возврату. Это манипуляция и прямое нарушение законодательства.

Купив товар на распродаже, можно вернуть не подходящую одежду или потребовать ремонта обнаруженных дефектов в бытовой технике.

Исключение есть только для товаров, относительно которых покупатель был явно извещён о причине уценки - например, товар продаётся после ремонта, в нём не работает часть функций или есть какие-то иные заранее оговорённые дефекты.

Кстати

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.