На пределе возможностей

28 Сентябрь 2021 1020
Основной целью приезда в Крым в этом сезоне, как и раньше, является пляжный отдых. Фото: Анны Кадниковой
Основной целью приезда в Крым в этом сезоне, как и раньше, является пляжный отдых. Фото: Анны Кадниковой

По последним данным, в этом году в Крыму отдохнули более 8 млн. человек. В нынешнем сезоне первых гостей принимали шесть новых отелей с общим номерным фондом в 240 номеров. 86 санаторно-курортных и гостиничных комплексов пережили модернизацию и реконструкцию. В итоге курортная отрасль продемонстрировала небывалые успехи, однако гости полуострова по-прежнему жалуются на высокие цены при низком уровне сервиса.

- Динамичное развитие туризма способствует модернизации десятков смежных отраслей экономики, притоку инвестиций, созданию новых рабочих мест, улучшению международного имиджа Крыма, - констатирует глава республики Сергей Аксёнов. - У нас колоссальные возможности для развития региона как круглогодичного туристического и курортного центра мирового уровня - это наша стратегическая цель. Об интересе инвесторов свидетельствует то, что за период с 2015-го по 2021 год подписаны и реализуются 37 инвестиционных соглашений, касающихся развития сферы курортов и туризма, на общую сумму более 50 млрд. рублей - более 25% от всего объёма инвестиций, вкладываемых в экономику республики.

Высокий сезон в этом году стал для Крыма самым успешным с советских времён. Средняя загрузка средств размещения составляла 82%, а в отдельных регионах достигала 90-95%. Для сравнения: в 2019 году, когда туристический поток составил 7,4 млн. отдыхающих, гостиницы и пансионаты были загружены на 76%. Однако несмотря на обилие отдыхающих, ход сезона в этом году был достаточно неравномерным. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), пока выезд на заграничные курорты был ограничен, наблюдался колоссальный спрос на отечественный турпродукт. После открытия границ (в основном речь идёт о Турции) пошёл спад. Затем ситуация выровнялась, но прежних результатов по бронированию уже не было. Правда, в конечном итоге эти перепады спроса незначительно отразились на исходе сезона: уже к началу июня места в гостиницах и санаториях республики были хорошо распроданы.

Однако после открытия Турции отдыхающих в Крыму перестали устраивать местные цены. Например, пиковая стоимость номера в одном из известных отелей полуострова в августе достигала 120 тыс. рублей в сутки. В Турции же, в не менее известном люкс-отеле высшего уровня в Белеке, номер стоил максимум 77 тыс. в сутки. В АТОР отмечают, что в течение сезона цены на размещение в Крыму постоянно росли. Причём первый рост произошёл ещё в феврале, когда отельеры поняли, что спрос будет высоким. В итоге, по сравнению с сезоном 2020 года, цены выросли минимум на 15-50% - в зависимости от отеля. В среднем стоимость проживания для одного человека в июне-июле колебалась в пределах 42-52 тыс. рублей в сутки.

В Министерстве курортов и туризма сообщают, что ведомство постоянно проводит мониторинг отзывов туристов. Это позволяет выявлять регионы и отдельные объекты размещения, где сервис ещё хромает, и проводить «работу над ошибками»: сотрудников предприятия обучают правилам этикета индустрии гостеприимства.

- Очень часто можно услышать, что в Крыму хромает сервис. Говорить о том, что он отстаёт от общероссийского, сложно, а вот от общемирового - да, - комментирует исполнительный директор ассоциации «Туристический альянс Крыма» Светлана Возная. - Главная причина - недостаток персонала, что мы особенно жёстко прочувствовали в этом году. Дефицит кадров составил 50%. Когда в отеле или ресторане не хватает персонала при полной загрузке, сложно оказать услугу на пять баллов.

Хуже всего дела обстоят с линейным персоналом: в Крыму катастрофически не хватает горничных, поваров и официантов. Это при том, что уровень зарплат для представителей этих профессий в сезон-2021 был на 50% выше по сравнению с прошлым годом. По мнению специалистов, решить проблему кадрового дефицита мешают санкции, из-за которых в Крым не заходят крупные сетевые отели - у них нет проблем с персоналом, потому что разработана своя программа обучения и перемещения людей по регионам.

Несмотря на кадровые трудности и колебания спроса, экономические результаты высокого сезона превзошли все ожидания. По данным Минкурортов, сегодня индустрия гостеприимства республики и связанные с ней отрасли дают около 25% валового дохода региона.

- По данным УФНС, за первые шесть месяцев 2021 года налоговые поступления в бюджет от туристской отрасли превысили 2,1 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше суммы, собранной за аналогичный период 2020-го, - говорит министр курортов и туризма РК Вадим Волченко. - Сейчас главное - не количественные, а качественные показатели и безопасность гостей и жителей Крыма. Для достижения этих целей мы консультируем объекты туристической сферы по соблюдению требований Роспотребнадзора. Результатом стало то, что, несмотря на рекордные показатели высокого курортного сезона, отели и санатории не допустили вспышек коронавируса.

По словам министра, у Крыма очень серьёзный потенциал: есть ещё много неосвоенных территорий, большое количество санаторно-курортных и гостиничных комплексов, требующих реновации. Существенный блок гостиничных номеров находится в «серой зоне» и сейчас ответственные ведомства занимаются их легализацией. Это даст республике ещё минимум 70 тыс. номеров. Кроме того, в ближайшие годы будут построены новые отели с общим фондом в 3-5 тыс. номеров, что в итоге полностью поменяет экономическую картину региона.

Елена ЮМАНОВА.